Устройства плавного пуска электродвигателя: функции, виды и стоимость решений

Устройства плавного пуска электродвигателя: функции, виды и стоимость решений

Электродвигатель — это незаменимое оборудование в современном мире высоких скоростей. В настоящее время наибольшее распространение в промышленных целях получил асинхронный двигатель переменного тока, который стал популярен благодаря своей простоте, неприхотливости в использовании, высокому КПД и экологической безопасности.

Однако, у него есть свои особенности. В момент запуска электродвигателя возникают две основные проблемы: высокий пусковой ток и значительная нагрузка на механические узлы приводимого в действие оборудования. Кроме того, высокий пусковой ток создает значительную нагрузку на питающую сеть, что может привести к ухудшению ее качества и проблемам в работе других приборов. Резкий рывок при запуске также может сократить срок службы механических узлов приводимого в действие оборудования.

Для решения этих проблем были созданы устройства плавного пуска (УПП). Они позволяют уменьшить пусковой ток и постепенно нарастить скорость вращения двигателя, что снижает нагрузку на механические узлы и позволяет избежать резких рывков. Устройства плавного пуска также снижают нагрузку на питающую сеть и улучшают ее качество.

Выбор устройства плавного пуска зависит от требований конкретного оборудования и характеристик электродвигателя. Устройства могут быть разных типов и иметь разные параметры, но их основная задача остается неизменной: обеспечение безопасного и эффективного запуска электродвигателя.

Устройство плавного пуска (УПП) – это специальное устройство, которое предназначено для решения проблем, связанных с пуском электродвигателей. Как правило, основным недостатком пуска напрямую от сети является скачкообразная подача напряжения питания на двигатель. Обмотка статора двигателя имеет малое омическое сопротивление, а рабочее индуктивное сопротивление устанавливается только в момент выхода двигателя в «режим». В промежуток времени с момента включения в сеть до выхода двигателя в «режим» сопротивление очень мало и сила тока сильно возрастает. В результате получаем высокий пусковой ток, который достигает 6-8 или даже 10-12 кратного увеличения номинального тока потребления.

Для решения проблемы необходимо ограничить пусковые токи и осуществить плавный разгон двигателя до номинальных режимов. Использование УПП позволяет снизить нагрузки на механические узлы и значительно увеличить срок службы оборудования. Кроме того, УПП способен устранять рывки в механической части электропривода в момент запуска электродвигателей, а также гидравлические удары в трубопроводах и задвижках в момент пуска и остановки насосов.

Поэтому использование УПП является рациональным решением для предотвращения поломок и повышения надежности работы оборудования.

Устройство плавного пуска асинхронного электродвигателя работает по принципу использования тиристоров - полупроводниковых устройств, которые способны проводить ток после получения управляющего напряжения и "закрываться" при прохождении значения тока через ноль. Тиристоры сгруппированы по симисторной схеме для каждой фазы трехфазной системы. Управляющее напряжение, которое "открывает" тиристоры, подается на их электроды точно в нужный момент времени. Таким образом, напряжение на силовых клеммах электродвигателя можно регулировать, а крутящий момент зависит от квадрата приложенного напряжения. Это позволяет регулировать механические нагрузки и плавно останавливать электродвигатели, приводящие в действие низкоинерционные нагрузки. Однако, устройства плавного пуска имеют несколько недостатков. Они могут работать только с невысокими нагрузками или для запуска двигателя в холостую. Кроме того, при увеличении времени запуска может возникнуть опасность перегрева двигателя и полупроводниковых элементов устройства плавного пуска. Кроме того, снижение напряжения приведет к снижению крутящего момента на валу электродвигателя. Более совершенные устройства плавного пуска не имеют указанных недостатков. Они подразделяются на амплитудные и частотные, причем последние более дорогие и сложные в установке и наладке. Однако их использование оправдывает себя в условиях, когда необходимо изменить скорость вращения электродвигателя для решения задачи.

Существует два основных типа устройств плавного пуска (УПП):

  1. Регуляторы напряжения без функции обратной связи.
  2. Регуляторы напряжения с функцией обратной связи.

Давайте разберемся подробнее с каждой из этих групп.

  1. Регуляторы напряжения без обратной связи: это наиболее распространенный тип УПП. Здесь регулировка может производиться по двум или трем фазам, но только по заранее заданной программе, которую устанавливает пользователь. В программе указывается время и начальное напряжение запуска. При таком способе пуска пусковой ток и момент уменьшаются. Кроме того, здесь есть возможность плавного останова. Однако невозможно регулировать момент в зависимости от нагрузки на двигатель.

  2. Регуляторы напряжения с обратной связью: это усовершенствованный вариант предыдущей группы. Контролируют фазовый сдвиг между напряжением и током в обмотках статора, используя полученные данные для регулировки напряжения на клеммах двигателя таким образом, чтобы запуск гарантированно произошел с наименьшим значением пускового тока и достаточным значением механического крутящего момента. Также полученные данные используются для работы защит от перегрузки, дисбаланса фаз и пр.

Существуют также УПП, имеющие следящие цепи, которые позволяют контролировать нагрузку в каждый конкретный момент времени. Они подходят для приводов, характеризующихся тяжелыми и очень тяжелыми пусковыми режимами. Для таких приводов обычно рекомендуется использовать преобразователи частоты. Такие УПП позволяют эффективно снизить энергопотребление.

Использование устройств для плавного пуска

Устройства для плавного пуска могут использоваться везде, где применяются электродвигатели. Однако для выбора таких устройств важно учитывать нагрузку на двигатель и частоту запусков.

Если нагрузка на двигатель невелика, а его запуск происходит редко, то подойдут регуляторы без обратной связи или вообще регуляторы пускового момента. Это может быть актуально для шлифовальных станков, некоторых вентиляторов, роторных дробилок и вакуумных насосов.

Однако если высокая нагрузка сочетается с частым и инерционным запуском, то стоит выбирать регуляторы напряжения с обратной связью, возможно, с запасом по номиналу. Такие устройства могут быть целесообразны при использовании ленточной пилы, центрифуги, сепаратора, распылителя, лебедки, вертикального конвейера.

Дополнительно можно упомянуть, что в Европе запрещено запускать электродвигатели мощностью 15 кВт и выше без устройств для плавного пуска в соответствии с законодательством.

Изменение цен на софтстартеры

В последние годы цены на софтстартеры подвергаются значительной нестабильности. Это связано с ростом стоимости импортных и отечественных изделий, производимых под российскими брендами в Юго-Восточной Азии, а также с увеличением цен на комплектующие, импортируемые в Россию. Такая ситуация обусловлена колебаниями валютного курса.

Стоимость УПП может варьироваться в зависимости от характеристик и начинаться от 7 тысяч рублей. Однако, цены на некоторые изделия могут достигать 700 тысяч рублей и даже больше. В таких случаях, максимально допустимый номинальный ток может доходить до 1200 А.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *