Пищевая упаковка: виды, технологии производства и тенденции развития отрасли
Для успешной продажи пищевой продукции необходимо выполнение ряда условий, включающих в себя не только качество товара и его доступную стоимость, но также надежную, бесопасную и эстетически привлекательную упаковку. Сегодня для транспортировки, хранения и идентификации продукции используются различные материалы - от традиционных картона и стекла до инновационного полипропилена с барьерным слоем.
Упаковка продуктов питания играет важную роль в сохранении их качества и безопасности. В соответствии с требованиями, установленными Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), материалы, используемые для упаковки, должны соответствовать требованиям, установленным отраслевым техническим регламентом — ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки».
Какие же требования включает ТР ТС 005/2011? Во-первых, материалы, используемые для изготовления упаковки, должны отвечать санитарно-гигиеническим показателям. Концентрация химических веществ в материалах не должна превышать допустимые значения. Во-вторых, упаковка должна быть механически прочной, чтобы выдерживать сжимающее усилие, удары и другие воздействия. Требуется также защита от возможной коррозии и влаги. Наконец, для упаковки продуктов питания важно иметь герметичные швы, которые препятствуют прониканию воздуха и влаги.
Кроме удовлетворения данных требований, упаковка должна соответствовать правилам маркировки и требованиям, связанным с ее обращением на рынке, в том числе нормам хранения, транспортировки и утилизации. Упаковка должна быть и практичной, обеспечивая удобное извлечение продукта и компактное размещение в холодильнике. Также упаковка должна быть эстетичной, привлекательной для потребителей.
Наиболее популярными материалами для упаковки продуктов питания являются стекло, пластик, металл, бумага и картон. Стеклянная тара надежно защищает продукты от кислорода и микроорганизмов, однако обладает недостаточной механической прочностью и высокой стоимостью. Пластик, кроме насущной цели сохранения продуктов, прост в переработке и транспортировке, однако из некоторых видов пластика могут выделяться вредные вещества. Упаковка из металла обладает высокой надежностью, но может содержать вредные для здоровья вещества. Бумажная тара экологически чиста, но не всегда надежна в защите продуктов. А комбинированные материалы, включающие несколько компонентов (картон, полимер, фольга), позволяют защитить продукты на много лет.
От правильного выбора материала для упаковки зависит не только сохранность продукта, но и его безопасность для потребителя.
Упаковка продуктов в вакууме
В настоящее время создание вакуумной упаковки продуктов – один из самых востребованных способов защиты пищевых продуктов от внешних факторов вредных для них. Для этого используется специальное оборудование, а также материалы, такие как бумага, полиэтилен, фольга, алюминий и другие. В процессе упаковки вакуумный насос откачивает воздух из пакета или тары, в которую помещается продукт. В результате создается внутренняя вакуумная среда, которая позволяет продукту сохранить свежесть и продлить срок его годности до 15-21 дня.
Не все пищевые продукты одинаково хорошо переносят вакуумную упаковку: есть риск потери некоторых полезных свойств и вкусовых качеств, а также вероятность развития анаэробных микроорганизмов внутри упаковки. В то же время, создание вакуума является простым и действенным методом, который широко применяется в пищевой промышленности для сохранения качества и свежести продукции в течение долгого времени.
Упаковка продуктов в газомодифицированной среде - это новая технология, которая решает проблемы вакуумных пакетов и защищает продукты от деградации и потери своих натуральных свойств. Она была разработана для того, чтобы улучшить качество и продолжительность хранения продуктов.
Суть этой технологии заключается в заполнении упаковки, содержащей продукт, особым комплексом газов. Каждый тип продукта требует отдельного сочетания газов. Одновременно с откачкой воздуха, упаковка заполняется газом. При этом деградационные процессы в продукте замедляются, а его натуральные свойства сохраняются.
Постоянное развитие и совершенствование науки и технологий приводит к возникновению различных методов и разновидностей пищевой упаковки. Эти конструктивные решения, а также выбор используемых компонентов, определяются как научными и технологическими разработками, так и внутренней потребностью рынка.
Статья о тенденциях упаковочной индустрии включает в себя несколько глобальных тенденций, которые становятся все более значимыми и важными в области упаковочных материалов.
Первое, что стоит выделить - это рост спроса на современные и инновационные упаковочные материалы, включая пластиковые продукты, такие как из полипропилена. Сегодня полимерная упаковка лидирует по масштабам использования (39% рынка тары в России), опередив на этом пути картонно-бумажную продукцию.
Второй тренд - это увеличение производства стеклотары, гофротары, упаковочной полимерной пленки, а также тары комбинированного типа и упаковки с программируемыми свойствами.
Третий тренд - повышение экологичности производимой тары. Использование биополимеров позволяет создать более экологически чистую упаковку.
Четвертый - создание надежных и простых пакетов с крупными надписями, что объясняется ростом количества покупателей пожилого возраста.
Пятый - широкое использование QR-кодов и других технических решений в области информационных технологий, которые позволяют быстро получать необходимую информацию о товаре.
Шестой - активное развитие производства в области вторичной переработки упаковки. Это становится все более актуальным, в связи с ростом осознанности и экологической ответственности.
Седьмой - повышение защитных свойств упаковочных материалов и сокращение материалоемкости, что в свою очередь способствует более эффективному использованию ресурсов.
Наконец, следует отметить, что наблюдается тенденция увеличения спроса на продукцию отечественных производителей, обусловленную политикой импортозамещения. Все эти тенденции являются важными для развития упаковочной индустрии и помогают идти ей в ногу с временем.
Разновидности пищевой упаковки
Тара для продуктов питания классифицируется по разным критериям. По целевому назначению упаковку делят на цеховую, потребительскую и тару-оборудование, по типу конструкции - на бутылки, коробки, кадушки, контейнеры и др. По степени компактности тара выпускается складной, неразборной и разборной. В зависимости от используемых материалов, упаковочные материалы подразделяются на жесткие, полужесткие и мягкие.
Жесткая упаковка сохраняет свою форму и размеры при заполнении продукцией. Она имеет достаточную механическую прочность для перевозки и хранения товаров. Однако полужесткая тара может сохранять свою форму только при небольших нагрузках, а мягкая может изменять свою форму и размеры при заполнении продукцией.
Упаковка может быть изготовлена с использованием различных технологий, таких как выдувание, литье, прессование, термоформование и сварка. Полимеры - универсальные материалы, которые используются для производства тары по всем этим технологиям. Эти материалы предоставляют широкие возможности использования и являются одними из наиболее популярных на рынке.
Материалы, образующие мягкую упаковку, могут быть изготовлены из полимерных, бумажных и тканевых материалов. Полимерные материалы представляют собой пакеты или мешки, бумажные материалы – пакеты или оберточную бумагу, а тканевые материалы – шпагат или ленты. Такие материалы считаются подходящими для транспортировки механически устойчивых товаров, поскольку они не обеспечивают должной защиты от повреждений. Однако, мягкие упаковочные материалы имеют свои преимущества, а именно - низкие затраты на доставку и приобретение, а также возможность герметизации, которая позволяет предотвратить окисление продуктов.
Жесткая тара для продуктов питания – это тубы, банки, контейнеры, лотки, ящики, бочки и корзины, сделанные из металла, дерева, стекла и полимеров. Она обеспечивает сохранность содержимого, защищая его от механических повреждений и даже вредного воздействия кислорода, ультрафиолета и микрофлоры. Правда, жесткая упаковка имеет большой вес – до 30% от брутто, и значительную стоимость.
Интересной и практичной альтернативой для упаковки различных продуктов стала выдувная упаковка. Благодаря своей универсальности, она может быть использована для упаковки жидких, пастообразных, твердых и сыпучих продуктов, а также газированных напитков.
Производство выдувной упаковки осуществляется из различных термопластов и формируется в виде преформ, которые далее могут быть выдуты в бутылки при разогревании заготовок до 100 °C. Таким образом, производство упаковки происходит достаточно просто и быстро.
Кроме того, выдувная упаковка имеет ряд других преимуществ. Например, она является герметичной, что позволяет сохранять свежесть продуктов на протяжении длительного времени. Она также легка в транспортировке и хранении благодаря своей компактности и удобной форме.
В целом, выдувная упаковка представляет собой удобное и простое решение для упаковки широкого спектра продуктов и напитков.
Газонаполненные материалы в упаковках: что это и как работает?
Различные лотки, банки и контейнеры могут изготавливаться из полимерных материалов, которые обладают возможностью выдерживать значительные нагрузки и большие температурные перепады. Такая упаковка отличается легким весом, экономичностью, а главное - эффективно защищает товары от механических повреждений, воздействия влаги и микроорганизмов.
В основе газонаполненных материалов лежит принцип создания газовой среды внутри упаковки. Она создается при помощи внесения газа в специальную полимерную пленку. В процессе производства происходит перекрытие пленкой отверстий и мелких пор, что позволяет установить многослойную структуру. Таким образом, создается уникальная упаковка, которая обладает желаемыми свойствами.
Применение упаковок из газонаполненных материалов имеет множество преимуществ: от улучшения длительности хранения и транспортировки продуктов до повышения эстетической привлекательности упаковки. Кроме того, такие материалы можно легко переработать после использования, что позволяет не навредить окружающей среде.
Таким образом, газонаполненные материалы в упаковке - это эффективный и удобный инструмент для сохранения качества товаров в процессе транспортировки и хранения.
Комбинированные упаковки получаются путём совместного использования различных материалов, включая полимеры, бумагу, фольгу и картоны. Благодаря такой конструкции продукция может сохранять свои потребительские свойства на протяжении длительного периода времени. Рассмотрим несколько типов пищевых упаковок этого вида:
- Флоу-упаковка и скин-упаковка. Для изготовления упаковки типа «флоу» используется расплавленный полимер, который наносится на продукты. Упаковка «скин» формируется благодаря использованию термоусадочных пленок, которые облегают товар методом сжатия при нагревании. Такую тару обычно используют для упаковки мяса, рыбы, овощей и фруктов. Её достоинства – экономичность и удобство транспортировки, однако, у неё есть и недостатки: не все продукты могут быть упакованы таким образом.
- Растягивающиеся пленки могут использоваться для упаковки большинства товаров без дополнительной обработки, такой как нагрев. Тем не менее, такие пленки не обеспечивают такую плотность прилегания к изделию, как «скин».
- Упаковка типа «вителло» представляет собой пластиковый стакан, который создается с помощью термоформования и помещается в картонный цилиндр. Она может быть оформлена цветной печатью, и используется для хранения молочных продуктов, соусов и приправ.
- Блистерная упаковка имеет жесткую поверхность и состоит из пластикового футляра, который может иметь разную форму и прикрепляется к основе при помощи сварки, клея или скоб. Её назначение – для хранения рыбных консервов, паштетов и тому подобной продукции.
Новые технологии упаковки и инновации в производстве материалов позволили создать многообразие различных типов упаковок для хранения пищевых продуктов. Это дало производителям большой выбор для упаковки продукции.
Современные методы упаковки продуктов сегодня представляют собой настоящий технологический прорыв, который позволяет решить множество проблем, стоящих перед производителями и поставщиками пищевых продуктов. Современные технологии упаковки позволяют существенно продлить срок хранения продукции без потери потребительских свойств, улучшить внешний вид, что делает ее более привлекательной для потребителей, а также обеспечить удобство транспортировки продукции.
На сегодняшний день среди современных технологий упаковки стоит выделить асептическую упаковку, вакуумную упаковку и упаковку в газомодифицированной среде. Асептическая упаковка наиболее распространена для жидких продуктов, таких как соки, молочная и соевая продукция. Вакуумную упаковку наиболее часто используют для упаковки мясной и рыбной продукции. А для овощей и фруктов все шире распространяется технология упаковки в газомодифицированной среде.
Асептическая упаковка - это упаковка, которая обеспечивает сохранность продукта, используя сочетание бумаги, алюминия и полиэтилена. Такой состав материалов защищает продукт от окисления.
Для достижения стерильности продукта и упаковки, они проходят стерилизацию различными способами, причем обработка происходит отдельно для продукта и тары. Затем упаковка наполняется продуктом и запечатывается в стерильных условиях.
Благодаря такой технологии обработки продукта и упаковки, срок хранения товаров заметно увеличивается без применения консервантов.
Фото: freepik.com