Художник Александр Шевченко: наследие мастера

Художник Александр Шевченко: наследие мастера

Иногда мы осознаем настоящий талант художника только после его смерти. Но иногда бывает уже слишком поздно, когда его произведения оказываются утрачены. С подобной ситуацией чуть было не столкнулись наследники российского, а затем советского художника Александра Васильевича Шевченко. Однако, счастливый финал их истории оказался возможным.

Не так давно имя художника Александра Шевченко было известно лишь узкому кругу любителей искусства. Более 100 лет назад же его работы вызывали множество споров и обсуждений. Биография Александра Васильевича была насыщена событиями.

Александр Васильевич Шевченко - известный художник-авангардист, один из представителей авангардного направления в русской живописи XX века. Он родился не в художественной среде - его отец был приказчиком в Харькове. Но художественные способности проявились у мальчика еще в реальном училище благодаря преподавателю Дмитрию Бесперчию, который заметил его талант. В дальнейшем, ученик Карла Брюллова стал первым наставником будущего художника.

Мальчиком его приобщил к театру талантливый художник и впоследствии актер и режиссер, Николай Улих. Всего 11 лет Саша работал помощником главного художника местного оперного театра и пробовал себя в качестве декоратора. С семьей Александр переехал в Москву, где поступил в Строгановское училище на декоративное отделение. Уже в начале обучения выделяться на фоне других студентов. На одной из выставок ученических работ ему была присуждена премия, что позволило ему получить возможность путешествовать за границу. В период обучения молодой художник работал рисовальщиком на московских фабриках и очень нуждался в средствах к существованию, так как жил отдельно от отчима после смерти матери.

Во время обучения в учебном заведении Александр Шевченко посещал занятия известных художников и лекции Михаила Врубеля и Константина Коровина. Причем, увлечение рассказами педагогов о западной живописи повлияло на его желание отправиться в Париж. Училище было временно закрыто из-за революционных волнений, что только укрепило его решение о посещении французской столицы. В Париже он работал в мастерской Эжена Каррьера и учился в частной академии художеств. Во время пребывания в столице Франции художник каждый день посещал Лувр, мастерские французских мастеров и изучал творчество импрессионистов. Александр Шевченко отмечал, что Париж и Лувр ошеломили его, и там он получил истоки работы с цветом.

По возвращении в Россию из путешествия по Европе, Александр Васильевич окончил Строгановское училище и поступил в Московское училище живописи, где был принят сразу в мастерскую Константина Коровина на заключительный курс. Однако его творческие поиски нового пути в живописи вызвали недопонимание со стороны академической профессуры, и вместе с еще 60 студентами он был отчислен. Многие из них поддерживали новые течения в живописи, что приводило к открытым конфликтам со старой школой.

Новые течения в российской живописи начала XX века вызывали возмущение у приверженцев классического стиля. Молодые художники, в том числе Александр Шевченко, активно экспериментировали с формой и цветом. Несмотря на то, что он был наиболее традиционным среди своих коллег, вводя новые формы в картины, соответствующие академическим канонам, его творчество отражало основные тенденции того времени.

В поисках своего стиля молодежь уделяла больше внимания форме и цвету, чем сюжету. В творчестве Александра Шевченко можно увидеть, как развивалось русское искусство начала XX века. Он любил экспериментировать с формами в живописи, светопередачей, графическими техниками, цветом, композицией. Он был близок к группе художников «Ослиный хвост», входил в общество «Маковец» и участвовал в выставках объединений «Бубновый валет» и «Мир искусства». Позднее из его учеников он организовал «Цех живописцев».

Когда Александр Шевченко вернулся из Парижа, в его работах уже было видно влияние французских импрессионистов и русских символистов. Он изучал работы Поля Сезанна и всегда считал, что тот научил его видеть, ценить и понимать старых мастеров. В его более поздних работах заметны мотивы ироничного примитивизма. Сам художник называл свою манеру тектоническим примитивизмом и наблюдал за истоками этого течения в русской иконописи и лубочной живописи.

Несмотря на то, что Александр Шевченко вернулся к символизму, его новый символизм был характерен обобщенностью форм и монументальностью композиции. Его творчество пропитано множеством новаторских идей, и он всегда пытался осмыслить задачи искусства, не принимая ни одно течение до конца.

В течение нескольких лет после того, как Александр Васильевич провел несколько лет на фронте первой мировой войны и получил серьезное ранение, октябрьская революция принесла в его жизнь множество событий: выставки, творческие объединения и разработку принципов нового искусства.

По просьбе Наркомпроса художник организовал печатные мастерские и стал их директором. Кроме того, он участвовал в создании Музея художественной культуры. Однако в течение нескольких лет такой активной деятельности у мастера практически не было времени для работы над картинами.

Сразу после революции Александр Васильевич начал преподавать. Более 10 лет он преподавал в Государственных свободных художественных мастерских, которые позднее стали ВХУТЕИНом. Он был деканом живописного факультета ВХУТЕИНа в течение многих лет, но ушел оттуда с группой профессоров, не приняв политику нового руководства института. В последние годы жизни художник Александр Шевченко руководил сразу двумя кафедрами живописи: в Московском текстильном институте и Центральном художественно-промышленном училище, а его студенты любили его за его интеллигентность и внутреннее благородство.

Несмотря на столь бурную деятельность и принятие революции, жизнь художника не была безоблачной. В 30-е годы прошлого века его обвинили в "эстетствующем формализме", и его персональную выставку в Пушкинском музее закрыли буквально через несколько дней после открытия. В этот период работы Александра Шевченко на его монографии были приостановлены, а его картины были отправлены в запасники в музеях. Тем не менее, его работы продолжали выставлять не только зарубежом, в Англии, Италии, Германии и Швейцарии, но и в России.

Династия художников: жизнь и творчество Александра Шевченко и его семьи

Александр Шевченко был частью талантливой и креативной семьи. Его первая жена Надежда Псищева была также художницей, и вместе с Александром они изучали работы мастеров во Франции. К сожалению, ее жизнь была короткой, и она умерла в молодом возрасте.

Дочь Александра и Надежды, Татьяна, также была частью семьи художников. После смерти матери ее воспитывала тетя, которая затем стала второй женой Александра. Отец устроил для Татьяны первые заказы и дал ей свои советы по живописи и этюдам. Татьяна стала известной и признанной художницей, создающей многоплановые поэтические работы.

Таким образом, семья Александра Шевченко была настоящей династией художников, где каждый член семьи был талантливым и выдающимся художником.

вивается на нескольких плоскостях сразу. В работе присутствует яркое сочетание цветов, и каждый элемент нарисован ярко и выразительно.

Описывая картины Александра Шевченко, можно увидеть, как менялось его мироощущение на протяжении творческого пути. В ранних работах художника видно влияние импрессионистов, таких как Сезанн, Ренуар и Гоген. Например, картину «Карусель», выполненную в 1907 году, художник создал в смешанной технике, где присутствуют размытые контуры, чистые краски, игра света и тени. Эти элементы отсылают нас к импрессионизму. Однако, гуашная техника дает цвету плотность, а сочетание красного, зеленого и голубого оттенков напоминает лубочную живопись.

В работе, более позднего периода - «Город», можно увидеть черты кубизма. В этой живописной работе присутствует пересечение острых граней и линий, динамический ритм. Но форма не превалирует над содержанием. В «Городе», как в королевстве кривых зеркал, многократно отражаются крыши и печные трубы домов, многочисленные окна и фонари. Город на картине словно врезан в ущелье между скал. Он сам по себе, одинокий и затерянный далеко внизу.

Гораздо чаще в работах художника можно увидеть примитивистские тенденции. В «Портрете поэта», написанном в 1913 году под влиянием неопримитивизма, можно увидеть пародийный образ, который не похож на традиционный классический образ «служащего муз». В другой известной работе того же периода - «Зима в Зубцове», созданной в примитивистской манере, мастер вольно обращается с пространством. На картине перспектива прописана необычно, действие развивается на нескольких плоскостях сразу. В работе присутствует яркое сочетание цветов, и каждый элемент нарисован ярко и выразительно.

Архив Александра Шевченко: какую находку сделал антиквар

Современные знатоки и критики считают Александра Шевченко талантливым, но недооцененным художником. В энциклопедиях его называют живописцем, графиком, теоретиком искусства. Главным образом в музеях представлены его живописные работы, но мало кто знает, что он также был графиком, создавал монотипии.

Недавно антиквар Дмитрий Поманский с помощью правнучки Александра Шевченко обнаружил уникальный архив работ художника, выполненных в разные годы жизни и в различных техниках. Часть архива пострадала в результате потопа в художественной мастерской дочери Александра Васильевича, но удалось выкупить весь архив благодаря российскому бизнесмену Аркадию Колениченко.

Архив был перевезен экспертами в другое место и сегодня в нем хранятся картины самого Александра Васильевича, его дочерей и первой жены, графика, гравюры и работы в технике монотипии, эскизы, резные фигурки и ларцы, а также архивные документы и личная переписка.

Бизнесмен Аркадий Колениченко планирует передать часть наследия в коллекции русских музеев, а также издать каталог коллекции и организовать выставку работ художника и его семьи для широкой публики.

Аркадий Викторович Колениченко - известный бизнесмен и коллекционер искусства, который является учредителем и руководителем нескольких многопрофильных компаний в Москве и Владимирской области. Он также интересуется искусством и имеет значительную коллекцию различных предметов.

Раньше Александру Шевченко присваивали титул "художник до мозга костей". Но теперь его имя известно только специалистам в этой области. Однако, благодаря наследству Александра Васильевича, нынешнее поколение зрителей сможет переосмыслить его творчество и открыть для себя новые грани его таланта.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *