Проверка полиграфом. В прикамских лесах распространяется новый вид насекомых
Участки, поражённые вредителем, хорошо заметны: хвоя деревьев в таких местах рыжеет и засыхает.
Участки, поражённые вредителем, хорошо заметны: хвоя деревьев в таких местах рыжеет и засыхает. Фото: из архива редакции
Леса Пермского края в прошлом году впервые «атаковал» новый вредитель – уссурийский полиграф. Он прошелся по территории Добрянского и Пермских округов. Всего в 2022 году в регионе выявили 146 пораженных полиграфом лесных участка. Площадь их составила 1,5 тысячи гектаров.
Гость с востока
Ууссурийский полиграф – вид короедов, изначально распространённый на российском Дальнем Востоке, северо-востоке Китая, Корее и Японии.
Учёные ломают головы, что побудило это насекомое длиной всего 2.5-3 мм покинуть родные края и начать миграцию на северо-запад. Одной из наиболее вероятных причин называют перевозку древесины в другие регионы.
Участки, поражённые вредителем, хорошо заметны: хвоя деревьев в таких местах рыжеет и засыхает. В группе риска – в основном, разные виды пихты, но порой жук селится на лиственницах, кедрах и елях.
Специалисты уверены: распространение короеда в сибирскую тайгу и формирование в ней крупных очагов размножения — случай, не имеющий аналогов по масштабам. Поселяясь под корой ослабленных деревьев, полиграф снижает здоровье поражённого хвойного и часто приводит к его гибели.
Победный марш короеда впечатляет. В Сибири его впервые обнаружили в 2008-2009 годах, когда пришельца зафиксировали в Красноярском крае. В последующие годы его заселение подтверждали в Иркутской, Кемеровской и Томской областях, Алтайском крае, на Алтае и в Хакасии. А в 2019-м жук внезапно объявился в Удмуртии: поражёнными признали сразу 1,5 тысячи гектаров.
Учёные выделяют шесть степеней повреждения стволов. Первая – здоровое дерево, незнакомое с насекомым. Едва короеды его атакуют, не успев толком заселиться, наступает вторая стадия. Третья – это сильно ослабленное дерево: на его коре хорошо заметны входные отверстия. Характерная смена окраска кроны – это уже четвёртая ступень, а на пятой дерево превращается в сухостой, а иголки краснеют. Терминальный этап – это полностью мёртвая не только хвоя, но и кора, частично отпавшие ветки. Вред усиливается частым спутником короеда – фитопатогенным грибом, открытым только в 2006-м: от их совместной деятельности быстро развивается некроз древесины.
Неудивительно, что на нежданное нашествие обратили внимание власти Прикамья. Например, губернатор Пермского края Дмитрий Махонин и министр природных ресурсов и экологии РФ Александр Козлов обсуждали борьбу с полиграфом на полях прошлогоднего Восточного экономического форума.
Тогда глава нашего региона заметил: за основу программы по сдерживанию распространения жука возьмут опыт регионов, в которых с короедом уже познакомились.
Попробовал наши леса на зуб
Леса Прикамья уже познали короеда. По данным центра защиты леса Пермского края, популяции вредных организмов обнаружены на территории Добрянского, Пермского и Чайковского лесничеств.
Как утверждают лесничие, в наших краях под угрозой – разновозрастные экземпляры пихты белокорой. Симптомы – общероссийские: если крона покраснела, значит, серьёзно высохшее дерево вскоре погибнет.
Изучив маршруты распространения насекомого и степень повреждения деревьев, учёные сделали вывод: скорее всего, есть два пути «залёта» полиграфа в Пермский край. В леса близ Чайковского он естественно мигрировал со стороны Удмуртии. А в столицу нашего региона приехал из Сибири по железной дороге вместе с пиломатериалом.
Зимой специалисты Центра защиты леса Пермского края (филиал федерального госучреждения «Рослесозащита») сделали вывод: уссурийский гость «движется» в сторону Кунгурского лесничества. Тогда они не исключали, что наши леса он попробует на зуб уже весной.
«Всё равно прилетит»
В Кунгурском лесничестве сообщили: скорый визит гостя с востока вполне ожидаем. Специалисты обязательно проверят стволы пихт во время грядущих рейдов по лесам. Однако осмотр вряд ли будет тотальным: руководство ссылается на проблемы с кадрами. Одно и те же специалисты вынуждены следить за здоровьем зелёных массивов, тушить пожары и отпускать населению древесину. Отчасти, спасает ситуацию то, что пихта в Кунгурском и Ординском районах распространена далеко не так широко, как, например, ель. Её присутствие в общем массиве оценивается примерно в 5-10%.
- Всё равно скоро прилетит, на лету же их не перехватишь, — уверен директор Кунгурского лесничества Анатолий Кобелев. – Когда обнаружим, то, конечно, начнём принимать меры. Найдём заболевшее дерево – вызовем лесопатологов. Если они подтвердят заражение, — рубим поражённый ствол, чтоб другие не заболели.
Надо беспокоиться
В Центре защиты леса Пермского края сообщили: если судить по некоторым косвенным признакам, то вредитель, скорее всего, успел добраться до лесов Кунгура.
- Его распространение напрямую зависит от того, каким будет сезон — сообщил заместитель директора Центра защиты леса Пермского края Андрей Шилоносов. – Если условия окажутся благоприятными, погода сухой и жаркой, полиграф, конечно, может широко распространиться. Хотя в целом наш климат ему подходит.
- Да, пихта начнёт сохнуть, но как вид не исчезнет, – утверждает Андрей Олегович. — Если жук добрался до нас, то не стоит рассчитывать на то, что он вымрет. Нет, он станет аборигенным видом. Но погибнут лишь самые слабые деревья, а как вид пихта рано или поздно приспособятся к полиграфу. Не исчезли же эти хвойные в Сибири, где вредитель стал распространяться почти 20 лет назад. По результатам исследований заметно: уже появились новые поколения деревьев, выработавшие иммунитет к вредителю.
Эксперт уверен: активно бороться с вредителем не стоит хотя бы потому, что затраты на процесс либо превышают экономический ущерб, наносимый полиграфом, либо нанесут больше вреда, чем сам жук. Наибольшая угроза, которую несёт ситуация, – уход деревьев в сухостой: в перспективе это повышает риск распространения пожаров.
Именно ситуация с санитарными рубками, по мнению опрошенных экспертов, – одно из самых узких мест «полиграфной» картины. Дело в том, что сводить деревья можно только на сильно ослабленных или уже погибших участках леса. И только в том случае, если поражены все виды деревьев, а не одни пихты. Поэтому признать весь участок нуждающимся в вырубке бывает сложно.
В прошлом году Пермский край направил в минприроды РФ предложения внести изменения в Лесной кодекс в части защиты лесов. Инициативы Прикамья поддержаны на федеральном уровне. Предлагаемые изменения позволят существенно сократить срок начала проведения санитарных рубок и улучшить состояние лесов.
По данным минприроды, площадь пихтовых древостоев на землях регионального лесного фонда превышает 15 тысяч гектаров. Мониторинг проведут там, где доля участия пихты — более 50%. Санитарно-оздоровительные мероприятия планируются на наиболее поврежденных из них.
Последние новости
Краснодарский край готовится к резкому похолоданию
Метеорологи предупреждают о возможном ледяном армагеддоне.
Как снизить артериальное давление: простые техники самомассажа
Врач-реабилитолог делится эффективными методами для контроля давления без лекарств.
Вакансии в Лысьвенском городском округе
Администрация ищет новых специалистов для правового управления.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований