В Костромских краях потеряли, в Дурино обрели
Вместе с прихожанами сажусь в автобус, подъехавший к храму св. Луки Войно-Ясенецкого.
Вместе с прихожанами сажусь в автобус, подъехавший к храму св. Луки Войно-Ясенецкого. В задние двери вносят большую икону Пресвятой Богородицы, размещают её на пассажирских сидениях: на пол ставить Богородицу нельзя. Так и едем: полный автобус прихожан и Богородица, под тихие песнопения из динамика. Женщина с двумя мальчишками опознаёт во мне журналиста и спрашивает, из какой я газеты. Отвечаю: «Березниковский рабочий».
За окном проплывают женская колония, ТЭЦ, «Ависма», мы быстро доезжаем до дуринского отворота. Высаживаемся. Нас уже ждут прихожане, приехавшие на другом автобусе от площади Первостроителей. Здесь же березниковские священники, среди которых я узнаю отца Михаила, молодого отца Артемия из храма св. Луки Войно-Ясенецкого и отца Сергия из Никольского храма.
Из часовни магазин сделалиСреди местных есть поверье, что именно в источнике появилась Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. В Костромских краях её потеряли, а здесь обрели. Источник на горе освятили как Тихвинский. Построили часовню. Староста-то был, а вот молебны служить приходил священник из Усолья. Ежегодно 9 июля, в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери, был Крестный ход, а в Дурино - праздник. В Дурино традиции крестного хода сохранялись всегда. Точно известно, что даже в советское время, когда религия, вера и связанные с этим ритуалы, обряды и таинства, как минимум не приветствовались, а то и преследовались. Ходили крестным ходом с иконой к Тихвинскому источнику в 1960-х, а может, и раньше. Об этом мне рассказали местные жительницы Надежда, Галина и Елена, которые вышли нас встречать.
– Часовню не помню, из неё магазин сделали. Зато помню, наши бабушки и в 50-х ходили в Крестный ход, – вспоминает Надежда. – И люди съезжались, а священник из города приезжал. Бабушки наши молитвы читали, в церковь в Городище ездили, ближе не было. Помню какие-то молитвы из детства… А так, я уже взрослая стала в церковь ходить. 9 июля был престольный праздник, все после молебна по домам собирались с близкими. Родственников много приезжало, отовсюду, даже с Соликамска.
– Не всегда приезжало людей так много, как сейчас. Иногда свои только и ходили. Раньше была икона, хранилась она у старушки. Так носили ту старую икону из Ерёмино, – говорит Галина. – А потом ту старую икону передали куда-то, может, в церковь?
Икона хранилась у старушки А на небе ни тучки
Когда в конце 1990-х гг. люди перестали скрывать свою веру, традиции Крестного хода возродились. Молебен и Крестный ход стали совершать открыто.
– Первые ходы тогда шли из Березников до источника. По проспекту Ленина шли пешком, неся хоругви и иконы, мимо титано-магниевого завода, – вспоминает прихожанин Анатолий. – Сейчас крестоходцев подвозят на автобусах, до отворота на Дурино, а там - пешком до самого источника.
Вот и в эту субботу больше 100 человек, высадившись из автобусов, выстроившись, с молитвами идут к источнику. Впереди медленно едет машина сопровождения, по краю колонны шагают казаки. Перед основной колонной идёт мужчина, он держит фонарь. Следом - другие мужчины с хоругвями и иконами. Большую икону Пресвятой Богородицы несут на носилках, малую Тихвинскую икону Пресвятой Богородицы - на руках. Далее - певчие со словами молитвы «Пресвятая Богородице, помогай нам!», за ними - прихожане, подхватывают молитву. У многих в руках – иконки. На женских головах - платки и шляпки, над некоторыми - раскрытые зонтики: солнце разыгралось, на небе ни единой тучки. Рядом со мной идут мальчишки лет двенадцати.
Стоят в молитве на тридцатиградусном пекле И всех кропят святой водойИ вот мы доходим до источника. Отец Михаил раздаёт свечи прихожанам. Начинается молебен. Взрослые стоят в молитве на тридцатиградусном солнце, дети облюбовали деревянную купель: там прохладно.
После молебна – окропление водой из освящённого источника. Отец Артемий кропит всех щедрой рукой. Брызги воды летят во все стороны, кого-то даже окатили с головы до пят. Отец Сергий наливает желающим освящённой воды.
Прихожане, наклонившись, проходят под большой иконой, а затем прикладываются к малой губами.
- Это традиция такая, - поясняет мне отец Михаил.
Списываюсь с Евгенией, с которой познакомилась, когда готовила публикацию о воскресной школе для детей. Спрашиваю о том, какой раз она участвует в Крестном ходе и зачем.
– Первый раз приняла участие. Зачем? Вопрос, честно говоря, сложный. Внутренне знаю, что нужно. Через Крестные хода ищу Бога и путь к нему, а внутри наступает Пасхальная радость.
– А почему Пасхальная? – задаю я ей вопрос.
– Потому что Христос Воскрес!
Последние новости
Почетные награды для судей Соликамска
Судебный департамент Пермского края отметил достижения сотрудников суда.
Проблемы с коррупцией в Кочевском районе Пермского края
Прокуратура продолжает борьбу с коррупционными нарушениями в местной администрации.
Заседание прокуратуры Пермского края: акцент на трудовые права и безопасность труда
Обсуждение вопросов соблюдения законности и защиты прав граждан в сфере труда.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией