Он мечтал сделать Пермь городом художников и умер сразу после реставрации росписи в Слудском храме

Пермский краевед Владимир Гладышев издал свою повесть о живописце, который отказался от Парижа ради Перми.

Пермский краевед Владимир Гладышев издал свою повесть о живописце, который отказался от Парижа ради Перми.

Книга «Жил в Перми художник» (12+) рассказывает о живописце, отказавшемся от карьеры за границей, и именно ему горожане должны быть благодарны за восстановление собора, ставшего кафедральным.

...Весна военного 1944 года в далеком от фронтов Молотове вступала в полную силу, и в душе у старого мастера в те мартовские дни царило какое-то полузабытое, тревожно-радостное настроение. Алексей Несторович Зеленин получил неожиданный заказ... от Молотовской епархии: поновить, отреставрировать росписи в Свято-Троицком храме (Слудском).

«Вспомнили старого иконописца», – вздрогнуло сердце художника. О его дореволюционном профессиональном занятии уже мало кто помнил, разве что некоторые из соседей-старожилов называли его иногда «богомазом». Из товарищей по гильдии живописцев почти никого и не осталось, кроме Ивана Туранского, и тот помладше будет. Вот его, Ивана Иваныча, Зеленин и решил взять в напарники. «И найдем поруганный наш храм», – вспомнились вдруг Зеленину строки его знакомого поэта Максимилиана Волошина.

Несколько лет в Слудской церкви, опоясанной колючей проволокой, «перевоспитывали» беспризорников, или, как тогда выражались, «дефективных». Позже отдали здание под военный склад. В первый раз, когда два художника вышли на объект и оценили объем предстоящей работы, то просто ахнули: «Когда мы это все сможем сделать, два старика?!» Но... глаза боятся – руки делают. Смогли, совершили художники духовный подвиг.

24 марта Алексей Несторович вернулся домой уставший, но в приподнятом настроении, ужасно довольный, жена Ольга Михайловна да племянница Лида, жившая у них, сразу это почувствовали. За ужином Зеленин сказал:

«Ну, бабоньки мои, сегодня я закончил роспись под куполом. – И добавил: – Н-да… Я не работал, я – горел».

Он еще походил, напевая, по мастерской. Взяв лупу, оценивающе всмотрелся в очередной макет, который готовил к сдаче заказчику. И пожелав всем спокойной ночи, ушел почивать. Утром он к завтраку не вышел. Сердце 73-летнего мастера перестало биться.

Значение для Перми творческого наследия художника и педагога А.Н. Зеленина (1870–1944) еще не оценено у нас по достоинству. Он активно работал на сломе – на рубеже эпох. Творчество Алексея Зеленина распадается на две половины: до и после Великой русской революции 1917 года (если Февраль и Октябрь воспринимать как один процесс – ред.). Добился в своем искусстве многого, особенно преуспев в церковной росписи и в мастерстве портрета.

Статский советник Зеленин до революции был поощрен орденами Святого Станислава, Святой Анны III степени, бронзовой медалью в память 300-летия Дома Романовых и другими наградами. Но и после революции он сумел найти свое место в новой жизни и остаться уважаемым человеком в обществе уже благодаря своему таланту педагога. Он сыграл, не побоимся сказать, выдающуюся роль в становлении и развитии художественного образования в Перми.

В конечном итоге, у истоков того, что сегодня в городе на Каме художников готовят две сильнейшие школы – филиал глазуновской Академии и Институт культуры – стоял именно он. У Зеленина и его учеников была мечта – чтобы Пермь стала городом художников. Но не только мечтал, никто не работал ради этого так системно, самозабвенно и молитвенно, как он. Алексей Несторович был и оставался еще и лучшим иконописцем своего времени, образами его работы обогащались многие храмы в Прикамье.

Но, кроме того, он был одним из организаторов первого профессионального объединения пермских художников – Общества любителей живописи, ваяния и зодчества (1909). В 1918 году он – один из преподавателей Союза свободных художников, в 1919-м – соавтор программ художественных курсов. И уже на излете трудового пути (как ни покажется странным, так мэтр назвал свою профессиональную деятельность), в 1942 году он стал членом Союза художников СССР.

Любопытная деталь, дающая почву для версий мистиков и нумерологов. С тех пор, как у Перми утвердилась дата официального дня рождения, день рождения Алексея Зеленина совпадает с ним. Дело в том, что по старому стилю будущий художник появился на свет 31 мая 1870 года. Значит, по новому стилю его день рождения приходится на… 12 июня, которое отмечается теперь в Перми как День города! Совпадение символично, ибо Перми мастер посвящал все свои творческие усилия.

Книга «Жил в Перми художник. Повесть о мастере, который подписывал свои картины АЗ» (издательство «Титул», 2022) издана при поддержке министерства культуры края в рамках проекта «Пермская библиотека», тираж – 300 экземпляров.

Справка
Уроженец Оханска Алексей Зеленин первоначальное образование получил в Пермской мужской гимназии. Учился в Академии художеств в Санкт-Петербурге. Работал в Париже. В 1897 году вернулся в Пермь. Преподавал рисование, выполнял росписи церквей в Перми и Кунгуре. Картины Зеленина имеются в Пермской государственной художественной галерее. Улица Художника Зеленина появилась в микрорайоне Ива в 2002-м, а в 2020-м было принято решение о Звезде Зеленина на городской Алее Доблести и славы. Горожане увидят новую плиту после окончания реконструкции эспланады.





Последние новости

Судебная реформа России: события в Соликамске

Студенты колледжа знакомятся с современными методами судебного разбирательства.

В Перми начальник НКО обвиняется в получении взятки

Прокуратура утвердила обвинительное заключение в отношении руководителя общественной организации.

XI Пермский краевой семейный форум: фестиваль новогоднего досуга

В этом году форум обещает стать ярким праздником для всей семьи.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Магнитогорске

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *