Храмы, которых нет. История губахинских церквей досоветского периода
Часовня Иоанна Предтечи, храмы Симеона Богоприимца и Стефана великопермского в Губахе и Углеуральском, что о них известно?
С колько храмов в Губахе и почему сейчас большинство местных жителей знают только два? Мы узнали судьбу церквей и совершили путешествие по вероятным местам их существования. Так родился наш новый проект «Тропой паломников».
Говорят, храмы строят на горе или холме, причём место выбирают долго: надо убедиться, что оно раньше всех освобождается от снега весной, что именно туда ударяет молния в первую грозу… Возможно, в этом и есть некий тайный смысл, да только КУБ со времени первых рудознавцев всегда был промышленной территорией и здесь для строительства храма существовали иные приметы.
Так, начали добывать руду, производить чугун, затем обустроили пристань, откуда выплавленный металл можно отправлять в другие города. А что вместе с этим всем? В этом месте селится всё больше людей, ведь нужны рабочие. У каждого – семья, дети, население растёт. А что, если люди сплошь православные? Нужен храм, хотя бы малая часовня, чтобы было место, где можно и на горькую судьбину пожаловаться, и поблагодарить Бога, что всё устроилось, да мало ли у кого какие причины…
НА УЛИЦЕ В ДВА ДОМАВ начале нашего погружения в историю была книга «Кизел православный», где автор, священник Алексий Гоголев , рассказал на основе найденных им архивных материалов о храмах Кизеловского угольного бассейна. Дальше родилась идея разыскать места, где эти храмы находились.
Но давайте по порядку. О том, что живут здесь православные, свидетельством ещё в 1863 году стал чугунный крест на вершине Крестовой горы. Установлен крест в 3,2 сажени высотой по приказу князя Семёна Давыдовича Абамелек-Лазарева. Вылит из местного чугуна на кизеловском заводе. Только крест – это ведь не церковь, скорее, страж, хранитель. Потому годом позже на верхнегубахинской пристани (Загубашка) и появилась небольшая деревянная часовня. Освящена она была во имя святого пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Как пишет в своей книге «Кизел православный» священник Алексий Гоголев, для окормления новой паствы в Губаху был назначен священник Троицкой церкви Кизеловского завода протоиерей Иван Тимофеевич Шешуков.
В настоящее время место, где располагалась часовня Иоанна Предтечи, узнать можно с трудом. До неузнаваемости изменился пейзаж. Представьте себе, что часовня некогда располагалась на берегу, на пристани, а совсем рядом текла широкая и вполне судоходная река Косьва. Сейчас речка гораздо уже, за много лет на выросшем из воды берегу появились дома. Берег порос деревьями.
Старую границу между рекой и сушей выдают только сохранившиеся кое-где остатки пирса, да в период весеннего разлива по сей день нижняя часть Загубашки затопляется, о чём свидетельствуют и местные жители, и спасатели. Вид на местонахождение часовни открывается с улицы Горького. Хотя её назвать улицей тоже сложно – два дома и разбитая дорога.
Кстати, недалеко от часовни, чуть выше и левее располагалось ещё одно интересное место. Там стоял дом, где для молитвы собирались староверы. Как нам рассказал Василий , внук женщины, которой принадлежал этот дом после революции 1917 года, здесь молились довольно долго. История закончилась тем, что дочь бабушки-староверки вышла замуж за истого коммуниста. Потом на месте дома возник огород, где и по сей день хозяин находит иногда предметы из той далёкой поры.
ХРАМ НА КОПЯХРазвивались угольные копи, для работы на них приезжали всё новые крестьяне. Часовня на пристани становилась мала для числа прихожан. В результате, по благословению архиепископа Пермского и Соликамского Иоанна (Алексеева) в 1903 году часовня была упразднена, а вместо неё на верхнегубахинских копях (в районе бывшей шахты имени Калинина) был заложен большой храм (на фото) .
Его освятили во имя небесного покровителя князя Семёна Семёновича Абамелек-Лазарева – святого праведного Симеона Богоприимца. Церковь строилась деревянной, но на каменном фундаменте. Освящение нового храма состоялось 13 ноября 1905 года. Как в «Епархиальных ведомостях» того времени писал участник торжества протоиерей Александр Коровин, «храм деревянный, снаружи обшит тёсом и окрашен серой краской, внутри оштукатурен. В храме много света, всё в нём соразмеренно и изящно. Обращает на себя внимание великолепный иконостас с красивыми резными золочёными украшениями и рамами для икон. Иконы писаны масляными красками в строго церковном стиле».
С момента освящения Симеоновская церковь, как и часовня ранее, не имела самостоятельного прихода и службы там совершали священники Троицкой церкви. Самостоятельность ей была дана указом епископа лишь в 1920 году. Сначала настоятелем в ней был кизеловский священник Павел Сапожников . В 1921 году он по просьбам прихожан переведён назад в Кизел, а в Губахе место настоятеля занял священник Иаков Колмогоров .
Описание дальнейших событий из докладной записки отца Иакова также приводит в своей книге священник Алексий Гоголев. В частности, там идёт речь о происшедшем в 1924 году пожаре (был совершён поджог). Пожар вовремя потушили, пострадало только крыльцо. После «пять вооружённых злоумышленников пришли к сторожу, заставили его открыть церковь… там разбросали вещи – утварь и книги, уложили в разных местах динамитные патроны, шнур и капсулы. Церковного сторожа избили и ушли».
Отец Иаков говорит, что вскоре произошёл взрыв, однако сильных разрушений храму он не причинил. В алтаре вообще «чудесным образом всё сохранилось». Настоятеля обвинили в умышленном поджоге и организации взрыва, а также в контрреволюционных действиях. Он был арестован и провёл в заключении несколько месяцев. Выпустили батюшку в феврале 1925-го, однако служить не разрешили, забрать антиминс и церковную утварь также.
Все церковные предметы впоследствии были отданы в копейский склад на хранение. Храм разрушили по якобы решению собрания копейских рабочих, заявивших, что церковь им не нужна.
В 1942 году, когда стали возрождаться храмы, утварь с копейского склада была отдана протоиерею Константину Каретникову для создания молитвенного дома. Сегодня иконостас Симеоновской церкви находится в храме святителя Николая в Чусовом. Иконы, которые во время хрущёвской «оттепели» снова попали в немилость, долгое время хранились у бывших прихожан.
Что касается настоящего, место, где некогда возвышался храм Симеона Богоприимца, узнать трудно. Ведь уже и верхнегубахинских копей давным-давно не существует – шахта имени Калинина закрылась первой задолго до лихих 90-х. Гора давно поросла густым лесом. Единственным ориентиром служит железнодорожный мост, со стороны его и открывается панорама, украшением которой когда-то служил храм.
ЦЕРКОВЬ НА ПОЛПУТИ ДО ПРИХОДАЕщё один храм был построен на средства Семёна Семёновича Абамелек-Лазарева в 1909 году в селе Половинке. О ней в книге иерея Алексия Гоголева говорится кратко. Известно, что освящён он был во имя святителя Стефана Великопермского. Строился по тому же принципу, что и Симеоновский.
О церкви Стефана Великопермского также говорится, что не имела самостоятельного прихода, богослужения совершал кизеловский священник.
Когда и посредством чего или кого был разрушен Свято-Стефановский храм, неизвестно, есть только свидетельства, будто полуразрушенным он простоял долго, до середины 1960-х годов, если не дольше. По крайней мере, доводилось слышать от знакомых, что какой-то храм видели в детстве, когда проезжали станцию Половинка.
Насколько мы смогли узнать у жителей современного посёлка Углеуральского, церковь стояла где-то в районе бывшей школы № 16. С учётом того, что ко времени написания статьи уже и сама школа поросла быльём и борщевиком, распознать место, где могла стоять церковь, нам не удалось. Если кто-то из наших читателей готов поделиться более точными и подробными знаниями, с радостью выслушаем или прочтём и обязательно напишем в следующей публикации.
Как вы понимаете, мы не сказали здесь о двух храмах, которые существуют сейчас. Храм Владимирской иконы Божией Матери, что на улице Никонова, 41, вырос из бывшего храма во имя Григория Богослова (располагался в старом деревянном здании на улице Жданова, где до того был пункт приёма стеклотары). В 2006 году был освящён новый храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В Углеуральском есть единственный дом в Свято-Никольском переулке - часовня Николая чудотворца.
Так выглядела часовня Иоанна Предтечи в Загубашке
Фото из книги «Кизел православный» свщ. Алексия Гоголева
Место, где предположительно стояла часовня (вид с ул. Горького)
Фото Людмилы Лебедевой
Храм симеона Богоприимца. После его разрушения там располагался лесосклад шахты имени Калинина
Фото из книги «Кизел православный» свщ. Алексия Гоголева
Иконостас Симеоновского храма ныне находится в Чусовом, в церкви свт Николая Чудотворца
Фото из книги «Кизел православный» свщ. Алексия Гоголева
Предположительно здесь, со стороны косьвы на горе находился Свято-Симеоновский храм
Фото Людмилы Лебедевой
Последние новости
Судебная реформа России: события в Соликамске
Студенты колледжа знакомятся с современными методами судебного разбирательства.
В Перми начальник НКО обвиняется в получении взятки
Прокуратура утвердила обвинительное заключение в отношении руководителя общественной организации.
XI Пермский краевой семейный форум: фестиваль новогоднего досуга
В этом году форум обещает стать ярким праздником для всей семьи.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией