Берег подмывает – храм стоит

Храм в честь святых апостолов Петра и Павла стоит в селе Таман на высоком берегу Камы.

Храм в Тамане

Храм в честь святых апостолов Петра и Павла стоит в селе Таман на высоком берегу Камы. Это местная достопримечательность, сюда приезжают туристы, чтобы его осмотреть. И это несмотря на то, что добираться до Тамана непросто и храм долгие годы не действует.

В редакцию иногда обращаются читатели, у которых за этот храм болит душа. Особенно взбудоражилась общественность, когда весной 2020 г. на берегу в Тамане случился оползень и на территории храма, который оказался близко к обвалу, открылось захоронение. Кости умерших стали находить на берегу.

Впрочем, как говорят местные жители, такое произошло не впервые. Останки не раз приезжали хоронить священники из Орлинского храма, к приходу которого относится и пустующая церковь в Тамане. Наши читатели интересуются: будет ли что-то предприниматься для того, чтобы спасти храм, объект культурного наследия регионального значения?

Послужил недолго

Строить храм начали в 1905 г. на средства купца Филиппа Кирьянова , бывшего крепостного, который сумел выкупить себя и свою семью из крепости и сколотить капитал. Иконостас изготовили в Осе, а золото для покрытия куполов приобретали в Москве. Строительство завершилось в 1912 г. Каменный ансамбль, куда кроме самого храма и колокольни вошёл семейный склеп Кирьяновых, чудесно соединил в себе черты русской, византийской, готической и других видов архитектуры. Выглядел новый храм сказочно и необычно для сельской местности. Автор проекта церковного ансамбля - пермский архитектор Александр Турчевич , который спроектировал 150 сооружений, 50 изних были православными храмами.

Так в Тамане, который имеет давнюю историю, стали соседствовать в одной ограде два храма – однопрестольный деревянный, построенный ещё в1779 г. на средства графа А. Н. Строганова , и новый каменный пятиглавый.

Каменный храм послужил недолго. Таманского священника Николая Онянова в 1918 г. расстреляли красноармейцы и зарыли в песке в соборе напротив собора в Усолье. Он причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников для общецерковного почитания. Храм безбожные власти закрыли 5 сентября 1934 г., он использовался под зернохранилище и склады, а иконы пошли на отопление помещения. Жители спасли часть из них, тайно разобрав по домам.

Деревянный храм сгорел в 1980 г., как говорят, из-за баловства детей.

Родные корни

Таман – труднодоступная территория. Летом сюда по суше не доберёшься, только по реке. Теплоход «Карат» ходит трижды в неделю. Ещё на конечной остановке «тройки» в Абрамово, которая везёт до причала, примечаю пожилую женщину с неимоверной поклажей. Выясняется, что она едет в Таман. Знакомимся. Лариса Окулова рассказывает, что сегодня день её рождения – исполнилось 77 лет, может, родные приедут в гости, вот и везёт с собой всё необходимое для жизни на несколько дней и семейного праздника. В Тамане-то магазина нет. Там сейчас ничего нет, а раньше, в советские времена, был колхоз, а потом совхоз «Сигнал», роддом, школа. В 1960-е жили здесь 600 человек,сейчас приписано 50, а зимовать остаются человек 12. Вот и Лариса Борисовна рассказывает, что в Тамане, где прошло её детство, она живёт только летом. Втащив её поклажу на теплоход, беседуем. Женщина увлечённо декламирует стихотворение собственного сочинения о родных краях, а про храм говорит так:

– Там берег подмывает, он и плывёт. Жалко этот храм, такая интересная, красивая, старинная постройка. Помню его с детства. Храм тогда был с куполами, на стенах - фрески, такая была красота. Она пропала, потому что храм не отапливается, окна выбиты, крыши нет. Внутри всё с каждым годом всё больше осыпается, остались совсем небольшие фрагменты фресок.

В Тамане знакомимся с Николаем Мальцевым . Он на пенсии решил вернуться к родным корням и привёл в порядок родительский дом. Теперь живёт в Тамане чуть ли не круглый год. На своей машине Николай Сергеевич отвозит меня к храму, к нему среди высоких трав проезжена-натоптана тропинка. Видно, что с каждым годом прекрасное сооружение всё больше утрачивает черты былого величия. Большие купола не уцелели после того, как в 1968 г. в храм ударила молния. Верх здания порос деревьями, на дверях – замок.

Для меня и приехавших в этот день гостей храм отпирают. Да, всё как рассказывали – стены обшарпаны, фресок почти не видно, плёнка, защищающая оконные проёмы, прохудилась, напольная плитка побита. Но фундаментальных разрушений не видно, здание сохранилось. 

– Самое плохое, что берег осыпается, а храм рядом, может рухнуть , – считает Николай Мальцев. – Не так много надо сделать, чтобы это остановить. Выложить бы бетонными блоками склон, забить сваи, может, зимой самосвалами грунта навозить. Берег нужно как-то укреплять. Для этого я иву, шиповник на склоне посадил, но малым не обойдёшься.

На крутом берегу

Насколько велик риск обрушения для храма – объекта культурного наследия, кто отвечает за этот берег? Эти вопросы мы задали местным властям.

Из мэрии нам отвечали, что река Кама – федеральная собственность, храм – собственность РПЦ, а значит, к полномочиям муниципального образования не относится укрепление берегов водных объектов федерального значения и консервация храма. Кроме того, нам сообщили, что Камское бассейное водное управление Федерального агентства водных ресурсов провело на берегу Тамана обследование. Вот результаты: « Негативное воздействие вод Камского водохранилища на берег в районе объекта культурного наследия минимальное. Обрушение берега в Тамане обусловлено оползневыми процессами, осложнёнными разгрузкой грунтовых вод и поверхностным стоком. Для предотвращения берегообрушения рекомендовано проведение комплекса мероприятий, включающего организацию стока поверхностных и грунтовых вод, восстановление склона» . Правда, не уточняется, кто должен провести эти работы.

Кто поможет

Из муниципалитета пишут: «Ответственность за содержание и за риск случайного повреждения и гибели принадлежащего ему имущества несёт собственник. С целью защиты своего имущества собственники, с учётом требований градостроительного законодательства, вправе самостоятельно организовывать строительство сооружений инженерной защиты».  Следует понимать, что если храм принадлежит РПЦ, то и заниматься, видимо, этой непростой работой предлагают тоже церкви. Хотя, вспомним, что береговая линия реки – федеральная собственность, вряд ли РПЦ может ей распоряжаться.

Иерей Зотик Джанаев , настоятель прихода храма Похвалы Пресвятой Богородицы п. Орёл, говорит, что если найдутся добровольцы, средства, то для храма в Тамане что-то сделать можно. Первое, что необходимо – законсервировать крышу, чтобы сохранить храм для будущих поколений. Кто будет заниматься берегом и будет ли вообще, это большой вопрос.

Церковь – это прежде всего люди. Если им нужен этот храм, они смогут ему помочь. Хотя бы сделать малое, чтобы остановить разрушение.

 

Последние новости

Судебная реформа России: события в Соликамске

Студенты колледжа знакомятся с современными методами судебного разбирательства.

В Перми начальник НКО обвиняется в получении взятки

Прокуратура утвердила обвинительное заключение в отношении руководителя общественной организации.

XI Пермский краевой семейный форум: фестиваль новогоднего досуга

В этом году форум обещает стать ярким праздником для всей семьи.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Пушкино на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *