30.03.2024

Сенатор от Пермского края Андрей Климов: 20 лет назад создали базу для возвращения Крыма и Новороссии

Представитель прикамского губернатора в Совете Федерации Андрей Климов рассказал «Звезде» о малоизвестных фактах в деле образования Пермского края.

Представитель прикамского губернатора в Совете Федерации Андрей Климов рассказал «Звезде» о малоизвестных фактах в деле образования Пермского края.

– Андрей Аркадьевич, рады приветствовать вас на страницах «Звезды». Знаю, что вас многое связывает с нашей газетой, еще в советское время вы неоднократно публиковались в ней.

– И не только. Впервые на страницах «Звезды» я появился, когда мне не исполнилось и пяти лет. Мой отец увлекался фотографией, он сделал снимок, как я пытаюсь поднять пудовую гирю, и отправил его в «Звезду». Газета его опубликовала с подписью: «Возьму да подниму!» Так я в своей жизни первый раз попал в прессу, в принципе, этот номер «Звезды» у меня сохранился в домашнем архиве. Ведь ваша газета тогда, как и сейчас, очень авторитетное издание в нашем регионе.

Для меня этот снимок еще и своеобразный девиз, с которым я иду по жизни. Даже когда препятствие кажется огромным, неподъемным, то все равно нельзя падать духом, надо пытаться его преодолеть. С тех пор мне не одну гирю приходилось поднимать  – как в прямом, так и в переносном смысле. Одна из таких политических «гирь», которая очень много для меня значит в жизни, это образование Пермского края. Процесс, который активно шел в нашей территории ровно 20 лет тому назад.

– Вы сыграли одну из ключевых ролей в этом процессе, верно?

– Не стал бы выпячивать чью-либо роль. Просто я тогда оказался в нужное время и в нужном месте. Я тогда был депутатом Государственной думы России от Коми округа, который имел единственное место в Госдуме, работал в думском комитете по региональной политике. И когда начался процесс создания Пермского края, была образована рабочая группа, в которую я был включен.

Идея объединения возникла ведь не на пустом месте. В советское время Коми округ входил в состав Пермской области, и период его существования как автономии был относительно коротким. Когда я избирался депутатом от Коми-Пермяцкого автономного округа сначала в Законодательное собрание Пермского края, а потом – в Госдуму, очень многие жители автономии поднимали вопрос о необходимости вновь войти в состав тогда Пермской области.

Были и другие точки зрения. В первую очередь элиты округа выступали за самостоятельность. Тенденции по разделению субъектов и излишней автономизации были заложены в тяжелые 1990-е годы, когда тогдашний президент России Ельцин говорил: «Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить!» В соседней Свердловской области даже пытались создать некую Уральскую республику и нас в нее заманить, даже на нашей фабрике Гознака они напечатали собственные деньги.

Эти две точки зрения, две силы – центростремительные и центробежные – вступили в диалектическое противоречие не только в Коми округе и Пермской области, а в целом по всей в стране, на многих территориях. И никак не удавалось найти разумного баланса между ними.

После избрания Владимира Владимировича Путина президентом на первый срок в 2000 году был очень серьезно поднят вопрос, как нам в принципе быть с этой проблемой. Как разработать законодательный механизм, который позволял бы в случае нахождения нужного баланса интересов жителей региона, элитных групп запускать процессы объединения субъектов Федерации. И мы в конце 2000 года в комитете по региональной политике Госдумы начали готовить базовый федеральный закон на эту тему. Тогда в России были определены несколько территорий, которые могли бы стать пилотными для правоприменения этого закона на практике. В том числе и Прикамье.

Все понимали, что запускается исторический процесс. И президент Путин хотел направить этот процесс в такое русло, чтобы это было не разовое решение, а решение, позволяющее регулировать такого рода проблемы на длительную перспективу. Поэтому мы сразу отрабатывали два варианта возникновения новых субъектов в составе РФ.

– Какие же это варианты?

– Первый – путем объединения территорий, которые граничат друг с другом и являются субъектами Российской Федерации. Второй – путем присоединения тех территорий, которые находятся, скажем так, в ближнем зарубежье и изъявят желание войти в состав РФ. Уже тогда было понимание, что такие прецеденты могут возникнуть. И надо было, глядя в будущее, сделать один раз фундаментальное законодательное обеспечение любому варианту. Выработать алгоритм, правила игры, которые бы не менялись.

И эта задача была выполнена, причем процесс занял более полутора лет. Кстати, он очень ускорился, когда мы стали подходить к балансу интересов в двух или трех субъектах РФ. Но наиболее близко мы подошли к этому балансу именно у нас. Таким образом, совпали во времени и пространстве с одной стороны объективная необходимость такого рода решений, а с другой созрели условия в совершенно конкретной точке России, и это был Западный Урал. Так мы и вошли непосредственно в процесс подготовки объединения.

Здесь важно учесть еще вот что. Поскольку мы понимали, что будем первыми, а базовый закон носил фундаментальный характер, то нужно было все сделать максимально прозрачно и максимально гармонично, учесть все возможные интересы, дальнейшие последствия. И была использована формула, она была заложена как раз в базовый закон, о том, что те или иные территории, которые подлежат объединению, сначала должны высказать свое намерение в этот процесс вой­ти, затем обязательно должен быть проведен референдум на каждой из территорий, и после этого создается еще один Федеральный конституционный закон, который на основании договора между объединяющимися территориями и итогов референдумов окончательно фиксирует наименование нового субъекта и его основные социально-экономические характеристики.

И тогда уже было определено, что технико-экономическое обоснование этого процесса должно давать серьезные возможности и перспективы для роста благосостояния жителей всех объединяемых территорий, и при этом не утратить особенностей, связанных с историей, национальным составом, религиозными конфессиями. Все это было учтено, и мы двинулись вперед.

– Как мы стали Пермским краем?

– Во-первых, было очень важно подчеркнуть, что объединяются два равноправных субъекта. Это означает, что сохранение названия любого из них будет воспринято как поглощение и даст возможность критикам этого процесса как внутри объединяемых территорий, так и за их пределами каким-то образом спекулировать на этом. А надо было все делать максимально сбалансированно, гармонично и прозрачно.

Во-вторых, чтобы сделать идею объединения более привлекательной, родилось предложение повысить статус территории, которая возникнет после объединения. Край по статусу выше, чем область и тем более автономный округ. В Конституции России сначала перечисляются республики, потом – края, только после этого области и автономные округа. То есть категория региона повышалась на ступеньку.

Были вопросы, почему край? Это же окраина. Но удалось убедить. Лично я приводил два аргумента, которые были услышаны и коллегами в Федеральном собрании России, и в органах исполнительной власти. Название Пермский край существовало в прошлых веках. Так иногда называли в летописях, документах того времени территорию, которую занимает нынешнее Прикамье.

И была еще одна тонкость, о которой я говорил публично. Русь превратилась в Россию за счет того, что было очень мощное движение на Восток, за Уральские горы, к Тихому океану. На момент этого превращения стартовой площадкой для данного великого исторического движения был как раз Пермский край. Потому что он тогда был у края Сибири, у края Восточного Урала, у края дороги к Тихому океану.

Это тоже было принято во внимание. Задачу убеждения упрощал тот факт, что гербом Пермской области были медведь и Евангелие – очень близкие к гербу Перми Великой, атрибутика сохранялась. Был проведен соцопрос населения, мы посмотрели реакцию, поговорили с представителями экспертного сообщества, увидели поддержку, и был взят курс на создание Пермского края путем объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа.

И процесс пошел. Учитывая значимость происходящего, в конце октября 2003 года Пермскую область и Коми округ посетил президент Владимир Путин. Он подписал очень важный указ, который закрепил параметры социально-экономического развития Коми-Пермяцкого округа. Дальше все знают, что на основании итогов референдума и подписанного между объединяющимися субъектами договора округ получил статус особой территории в составе будущего края. И остается в этом качестве до сих пор.

Как показали прошедшие 20 лет, это решение было очень мудрым и результативным. Надо отметить, что до сих пор разработанный нами базовый закон работает. Все, что происходило после создания Пермского края в части создания новых субъектов Федерации, включая возвращение Крыма и регионов Новороссии, опиралось на базовый Федеральный конституционный закон, который был принят в период подготовки создания Пермского края, и с тех пор не претерпел существенных изменений.

 

Николай Апрелев

Фото:  пресс-служба Совфеда РФ





Последние новости

В России проходит Неделя профилактики инфекций, передающихся половым путем

Заболевания, передающиеся половым путем (ЗППП) — это болезни, заражение которыми происходит при незащищенном половом контакте.

Чернушане, сезон активности клещей уже наступил!

Самым эффективным способом защиты от такого тяжелого заболевания, как клещевой вирусный энцефалит является вакцинация.

Коллектив суда проводил в почетную отставку судью Щипицину Татьяну Алексеевну

Сегодня, 02 мая 2024 года, в Кудымкарском городском суде состоялось торжественное собрание по случаю выхода в почетную отставку судьи Щипициной Татьяны Алексеевны.

Card image

Как аутсорсинг может повысить эффективность вашего бизнеса

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *