05.08.2022

Инвестор определяет все? В Перми поспорили о новом генплане

В Перми 4 августа началась серия публичных слушаний по концепции обновлённого генплана города.

Фото: Новости Перми
Автор: Родион Филин

В Перми 4 августа началась серия публичных слушаний по концепции обновлённого генплана города.

На первых из них, в Ленинском районе, в Пушкинской библиотеке её представила директор пермского МКУ «Институт территориального планирования» Елена Ермолина.

Фишки генплана

Как заявила Ермолина, актуализировать в очередной раз генплан города, принятый 12 лет назад, власти заставила сама жизнь. А именно меняющиеся тенденции мировой экономики и политики.   «Изменились принципы. Глобальные изменения климата, о которых говорит ООН, устойчивое развитие городов. Экологическая повестка. Она идёт от ООН и включается в федеральные программы РФ, в том числе по транспорту. Эти направления были учтены при анализе генерального плана», - пояснила докладчица. Падающая демография пермяков, как можно было понять из слов Ермолиной, в очередной раз склонила власти к идеологии «компактного города».

Одной из главных «фишек» нового генплана стала так называемая стратегия «красных» и «зеленых» зон города. В красных строить можно, в «зеленых» нет. Знаковым заявлением прозвучало от Ермолиной то, что генплан четко развели с правилами землепользования и застройки Перми. Именно это стало одним из камней преткновения на дальнейшей дискуссии.

Сказала Ермолина и о системе функциональных зон, которые в пока еще действующем генплане, регулируют в том числе и разрешенную застройку, сохраняя профиль той или иной территории. Главное различие территорий по новому генплану будет таким: часть их попадет в зоны сформировавшейся урбанизированной территории, которым «грозит» только обогащение другими формами городской активности (например, в спальный район «воткнут» сквер или ФОК), другая часть – будет преобразована. Это большей частью зоны бывших промтерриторий города. Хотя Ермолина подчеркнула, что без согласия собственников заводов и складов их вроде как с места не будут «просить».

Среди транспортных подходов к генплану Ермолина выделила такие основные принципы: рельсовый транспорт как основа транспортной сети, автобусы как дополняющая транспортная сеть, четкая иерархия и эффективность улично-дорожной сети. Как сласти известно из дополнительной информации, авторы проекта выделяют три периода реализации нового документа: первая очередь – до конца 2028 года, вторая очередь – до конца 2034 года и перспектива – на 20 и более лет (до 2043 года).

Инвестор определяет всё

После настало время вопросов от участников. Бывший руководитель пермского отделения фонда «Городские проекты» Ростислав Толмачёв удивился, почему рельсовый транспорт в концепции генплана указан как основной. «Сейчас маршруты обслуживают 15% пассажиропотока. Примерно столько же – электричка. Какие вы заложили показатели, что он станет основным? Учитывая, что в районах, где проживают сотни тысяч человек – Кировский, Орджоникидзевский – и других отдаленных районах трамвая нет?», - озадачился общественник. На это ему было отвечено, что «главный вид транспорта» = это не только про пассажиропоток, хотя и его будут пытаться наращивать. «Это и экологичность», - пояснила Ермолина.

Главным возмутителем спокойствия выступил известный градозащитник Денис Галицкий. Он в своем выступлении-вопросе указал на главную хитрость нового генплана. А именно: функциональные зоны не имеют четких параметров, которые бы ограничивали их профиль. По высотности зданий, назначению и проч.

— Вы много красивых зон назвали, а как обеспечивается их реализация? Это что, параметры? Или просто описание? Ну, написано: «зона доступа, прилегающая к рекреационным территориям». Все красиво, фотографии красивые. Как это будет реализовано? И так по всему. То, что вы сказали - просто много лозунгов. А генплан – документ, который реализуется, - недоумевал активист.

Удивило его и отсутствие в проекте нового генплана СТН (стандартные территории нормирования, жилые районы с обязательной обеспеченностью социнфраструктурой): «Когда были СТН, было написано, зачем они нужны. Вы переименовали их в планировочные районы, видимо из-за того, чтобы не нужно было просчитывать благоприятные условия жизнедеятельности населения. В этом генплане всё убрано. Даже слова такие отсутствуют. Мне непонятно, как вы будете реализовывать благоприятные условия. Как сбалансирована жилая застройка и сеть социальной инфраструктуры например, и транспортная инфраструктура? Об этом ни слова».

Кстати, на отсутствие четкого профиля функциональных зон указал не только общественник Галицкий. Представитель застройщика «СтройПанелькомплекта» Анна Черепанова заметила: «Я должна по генплану понять, каким будет город после его реализации. У меня общая картинка не складывается. Когда я читала прежний мастер-план, я могла представить какой может быть город. А сейчас я не могу увидеть, чем может быть заполнена та или иная функциональная зона».

Дискуссия по тому, каким должен быть генплан и насколько жестко описывать назначение то или иной зоны в целом затянулась, наверное на час. Суть аргументов Ермолиной и других представителей департамента градостроительства и архитектуры звучала так:

— Видение города возникает по стратегии развития города на перспективу. Главное – ограничить расползание города. Установить границы застроенных территорий. Это означает, что меньше денег будет тратиться на места уже обустроенные, застроенные. Красные и зеленые зоны – первое ограничение.

Видение города в параметрах – это ПЗЗ. А объемы строительства может определить только инвестор. Инициативно он определяет строительство и за объемами стоит социальная и транспортная инфраструктура. Поэтому мы не можем сейчас сказать, как будет развиваться та или иная функциональная зона.

Градозащитник Галицкий, впрочем все равно остался в непонимании: «Если все определяет инвестор, зачем тогда генплан? Зачем зонирование? Мы возвращаемся в нулевые годы!»

Дискуссия продлилась два часа. Сами слушания продлятся до 11 августа в разных районах Перми.

Последние новости

В ДТП на трассе в Пермском крае погибла 24-летняя девушка

Еще два человека получили травмы различной степени тяжести Фото: Госавтоинспекция Пермского края 24-летняя девушка погибла в ДТП на автодороге Осинцево – Кордон в Кишертском районе.

На СВО погиб 46-летний Сергей Стряпунин из Александровского округа

Военнослужащий погиб в ходе проведения специальной военной операции 17 апреля Фото:

Мишустин огласил размер новой пенсии: россияне в полнейшем восторге от суммы

kremlin.ru Подписаться в Telegram Планы российского правительства к 1 мая 2024 года предусматривают увеличение минимальной заработной платы, прожиточного минимума и страховых пенсий для пенсионеров на 10 процентов.

Card image

Как найти и использовать действующие промокоды для скидок

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *