От усольской слободы – до царского престола
«Пермское книжное издательство» выпустило вторую и третью часть увлекательного исторического романа «Самоборец» соликамского автора Нелли Савенковой, рассказывающего о событиях XVI века Соликамска,
«Пермское книжное издательство» выпустило вторую и третью часть увлекательного исторического романа «Самоборец» соликамского автора Нелли Савенковой, рассказывающего о событиях XVI века Соликамска, Перми Великой и всего государства российского. Примечательно, что от первой книги продолжение отделяет 15 лет.
Подарок Ивана ГрозногоШёл 2006 год. «Пермское книжное издательство» подводило итоги регионального литературного конкурса «Наш автор-2005». Генеральный директор «Пермского книжного издательства» Владимир Максимович вручил премию конкурса победителю в номинации «Историко-
героический сюжет» – автору
романа «Самоборец» – краеведу и историку Нелле Савенковой. Книга была издана «сигнальным тиражем» - 500 экземпляров и сразу же разошлась среди
ценителей исторической прозы.
Экспертный совет отметил, что на основе обширного фактического материала автору удалось создать художественное произведение, соответствующее канонам классического исторического романа увлекательное, динамичное, захватывающее читателя с первых страниц.
Роман «Самоборец» рассказывает о событиях, разворачивающихся в XVI веке и связанных с жизнью Соликамска (Усолья Камского) и всего Московского государства. Действия романа происходят в Перми Великой, в Москве, в Казани.
Ночью 25 августа 1530 года рождаются два мальчика. Их судьбы во многом схожи. Оба теряют родителей, переживают страшные потрясения, воспитываются сложными обстоятельствами жизни, любят, сражаются. Наконец, становятся главами: один – Русского государства, другой – слободы солеваров. Первый – царь Иван Грозный, второй – владелец сореварен Сергей Никитин.
Их встреча у стен осажденной Казани стала историческим достоянием Соликамска. А икона Николая Чудотворца, подаренная царем усольцам,, и поныне остается одной из святынь Соликамска.
«Самоборец» – первое художественнее произведение,
рассказывающее о жизни Соликамска в XVI веке. Роман написан на основе достоверных фактов. В романе показаны реальные исторические лица – среди усольцев владельцы солеварен: Сергей Никитин, Михаил Ряха, Андрей Клестов, среди московской знати: царь Иван Грозный, боярин Иван Овчина-Телепнев-Оболенский, княгиня Елена Глинская и другие.
В
В жанре фэнтези
По словам самой Нэлли Михайловны, книга основана на материале, собранном ею в течение 20-ти лет работы в Соликамском краеведческом музее. Беллетристически оживленные архивные документы, обнажившие пласт неисследованного материала, пылящегося в музейных архивах, щедро сдобренные художественным вымыслом автора, превратились в историческое фэнтези. Выбор именно этого популярного сегодня жанра и краеведческий материал в основе «Самоборца» вызывали невольные ассоциации с творчеством Алексея Иванова, которого, впрочем, сама Нэлли Савенкова считала «не соперником, а собратом».
Во время работы над романом с автором происходили мистические ситуации. Она рассказывала о том, что однажды к ней приходил сам царь Иван Грозный:
– Однажды во время работы над книгой я увидела, что на письменный стол наползает тень, однако так была увлечена работой, что, просто отодвинулась в сторону, подумав, что это тень от лампы, но тень продолжала наползать, и так было три или четыре раза. В это время я писала как раз о пожаре в Москве 1547 года. В какой-то момент я поймала себя на мысли, что наплывающая тень не может исходить от настольной лампы.
Обведя тень карандашом, Нелли Савенкова увидела профиль Ивана Грозного. По словам писательницы, она сдала рисунок в фонды Соликамского музея.
С почтением к минувшему
«…Автор предлагаемого читателю романа – не профессиональный писатель, – пишет редактор Марина Лебедева. – Нелли Савенкова по профессии и роду службы – историк. Она из той породы людей, кого отличает не только искреннее уважение к минувшему, но и желание привить это уважение – подчеркнем, не просто любопытство, а уважение – к минувшему, далекому и недавнему.
Надо иметь определенное мужество, чтобы попытаться сказать свое слово в исторической литературе и выбрать для этого свой формат.
Действующие лица в большинстве своем – реальные люди. Кто-то из них увековечен в общероссийской истории, кто-то прожил жизнь в менее масштабных рамках. Но все они, всяк по-своему, были вовлечены в общие проблемы, радости, беды или испытания России.
Дворцовые интриги, происки бояр, ищущих власти и влияния на правителя, военные походы, крамолы и мятежи, повседневные заботы вершителей судеб России перекликаются с жизнью слободы солеваров, тихой и спокойной на первый взгляд. Но и здесь кипят страсти, есть свои неразгаданные тайны, любовные треугольники, жизненные испытания. Герои все преодолевают и остаются верными себе, своим понятиям о долге, чести и справедливости. Это роман о вечных человеческих ценностях, неизменных во все времена.
«Рукописи не горят»
К сожалению, в начале 2021 года Нелли Михайловна ушла из жизни. Чтобы ее творческое наследие не кануло в лету, департамент культуры Соликамска обратился к руководству «Пермского книжного издательства» с просьбой издать продолжение романа «Самоборец» в двух томах. Издательство пошло на встречу, взяло на себя расходы и две заключительные части романа «Самоборец» увидели свет. Переиздана и первая часть романа.
Сегодня роман в трех томах реализуется в Соликамском краеведческом музее, в Березниках – в «Типографии купца Тарасова» и в газете «Березники вечерние».
Историческая проза, повествующая о далеком прошлом наших земляков, станет хорошим интеллектуальным и духовным подарком к новогодним праздникам и памятным событиям.
Примечательно, что в конце книги есть именной и географический указатель, а так же словарик устаревших слов, который обогащает наше представление о языке предков.
В целом роман позволяет современникам проникнуться чувством родины, испытать неразрывную связь с предками и показать неизменность человеческих ценностей на протяжении долгих веков.
«Уважение к прошлому…» Постараемся воспитать его в себе. И для начала – отправимся с героями «Самоборца» в далекий XVI век…
Фрагмент из романа «Самоборец»
* * *
Долго стояли русские под Казанью. Уж и лето кончилось, и осень незаметно подступила. Иван боялся первых холодов. Еще немного — и завязнут его войска здесь, надолго завязнут… Он велел сделать еще один подкоп под стену, за которой укрывались казанцы от русских пушек. В подкоп снова заложили порох да подорвали.
Страшный взрыв потряс окрестности, за ним последовали всеобщее оцепенение и растерянность в городе.
Не теряя времени, осаждающие подкатили туры одновременно к трем воротам. Да казанцы, опомнившись, высыпали из города и схватились с нападавшими намертво. Иван подъехал совсем близко: он слышал звон оружия, крики воинов, вопли раненых. Дружина прикрывала царя, боясь, как бы он не ввязался в сечу. Полки, завидев его, с криком «Государь с нами!» бросились к стенам. И, потеснив казанцев на мостах да в воротах, оказались на стенах, затем – в башне, а вскоре бились на городских улицах. Воротынский подскочил к царю, просил повеления идти на приступ всем полкам. Иван с трудом не поддался искушению. Оторвав взгляд от сечи, он отказал:
– Нет, немалая часть войска в стане, враз ополчиться не смогут. А и поторопятся – будет свалка. Казанцы перебьют наших воинов и смогут одержать победу. Нет, князь, вели отступать своим людям.
– Ну хоть в Арской башне-то мы можем кого-то оставить? – добивался своего воевода.
– Да, башню не отдавайте, пусть твои воины накрепко в ней держатся, – велел царь.
Стрелки в башне укрепились турами, рядами щитов. Гонцу, принесшему им приказание государя держаться, сказали на прощание:
– Тут подождем вас. Вы ж не задерживайтесь!
Среди засевших в башне были усольцы. Решимостью пламенел взор Сергея, сжималось сердце от страха у Михайлы, удивленно осматривался Андрей.
– Вот мы и в Казани… В Казани, братцы! Того ж помыслить не могли! В Усолье возвернемся — рассказывать станем…
– Ты сперва выберись, – безнадежно махнул рукой Ряха.
– Выберемся! – убежденно кивнул Сергей. – Казань возьмем да выберемся! Господь с нами!
Поутру царь приказал войску готовиться к приступу. Кто-то обратился к Богу, исповедуясь и причащаясь в походной церкви. Другие под вражьим огнем закидывали ров землей и бревнами, чтобы не мешал подойти к стенам. Иван в последний раз попытался покончить дело миром. Он послал мурзу Камая к казанцам сказать, что царь-де Московский прощает народ и требует лишь выдачи изменников.
Казанцы закричали со стен:
– Не надо нам прощения! В башне Русь! На стене Русь! Не боимся мы того! Поставим иную башню, иную стену. Все умрем иль отсидимся… Не сдадимся мы царю Ивану!
Государь, выслушав ответ, собрал воевод. Посоветовавшись, решили, как действовать полкам, кому с кем идти, да условились, что знаком к приступу будет взрыв.
И вот настал решительный день. Государевы полки встали под самыми стенами Казани, развернули знамена. На миг воцарилась непривычная тишина, о какой позабыли за месяц непрерывного грохота, после зазвучали бубны и трубы. Казанцы молча ждали на городских стенах…
Последние новости
Судебная реформа России: события в Соликамске
Студенты колледжа знакомятся с современными методами судебного разбирательства.
В Перми начальник НКО обвиняется в получении взятки
Прокуратура утвердила обвинительное заключение в отношении руководителя общественной организации.
XI Пермский краевой семейный форум: фестиваль новогоднего досуга
В этом году форум обещает стать ярким праздником для всей семьи.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований