Виктор Алексеев - на одной волне с учениками
В нашем родном округе сотни достойных учителей, взрастивших не одно поколение детей.
Виктор Алексеев за свою педагогическую деятельность выпустил 12 классов
В нашем родном округе сотни достойных учителей, взрастивших не одно поколение детей. Виктор Алексеев, учитель английского языка школы № 10, отдал преподаванию большую часть своей жизни - 44 года.
Ученики Виктора Николаевича не дадут соврать, что это личность открытая, харизматичная и увлечённая своим предметом. Иностранные языки всегда влекли его, английский язык с детства давался легко, он искал книги, журналы, газеты на английском и читал их.
Способность к языкам в молодом человеке разглядела учительница английского языка Нина Васильевна Токарева из средней школы № 1. Виктор Николаевич вспоминает, что в 10 классе она иногда просила заменять её на уроках с младшими классами. Тогда-то юноша понял, что ему нравится стоять у доски и объяснять школьный материал, и Нина Васильевна поддержала его. После успешного обучения в Пермском педагогическом университете он стал работать учителем.
ОПЫТ ЗА РУБЕЖОМ
В 1994 году полгода Виктор Николаевич жил и учился в Америке. По итогам трёхмесячных интенсивных курсов Университета Висконсин-Грин-Бей он получил диплом, который даёт право преподавать английский язык эмигрантам, приезжающим в США. Виктор Николаевич проводил занятия в разных школах и специальных организациях для людей, для которых ни английский, ни русский не были родными языками. Языковой барьер педагог преодолевал с помощью картинок.
- Мы приезжали и обучали эмигрантов, чтобы они как можно быстрее адаптировались к жизни в стране, - рассказывает Виктор Николаевич. - Разница в обучении русского школьника и эмигранта прежде всего в том, что эмигранты очень мотивированные, потому что понимали, что без языка им там делать нечего. Им нужно знать базу, чтобы сходить в магазин, устроится на работу и общаться с людьми. Наши школьники очень умные, хорошие, толковые, но, к сожалению, им не хватает мотивации. Если бы ребёнок знал, для чего ему в жизни пригодиться иностранный язык, он был бы заинтересованнее. Я же вижу, как у наших детей, которые идут сдавать ОГЭ и ЕГЭ по иностранному языку, глаза горят. Они мотивированные, с ними работаем много и упорно. А остальных приходиться убеждать, потому что они не видят практического применения языка в жизни.
Виктор Николаевич рассказывает, что ребята стремятся изучать иностранный язык, но причина в этом их увлечение компьютерными и мобильными играми. И да, в некоторой степени они помогают познавать язык, порой у детей даже есть возможность пообщаться с иностранцами и подтянуть разговорную речь. С одним нюансом - это общение происходит в игровой сфере на игровом сленге.
- До коронавируса многие летали отдыхать в Турцию, в Тунис, в Эмираты, для этого тоже надо знать язык. Дети учились, чтобы уметь общаться в другой стране, и это была хорошая мотивация. А последние года три, поскольку всё было закрыто, то и возможности куда-то съездить попутешествовать нет, - сетует учитель.
ИЗ БИОГРАФИИ
Виктор Алексеев родился в Кунгуре, учился в школе № 1. Его отец Николай Васильевич был железнодорожником, а мать Антонина Ефимовна сначала работала бухгалтером, а позже переквалифицировалась в юриста. В семье было два ребёнка - Виктор и Ирина. Они оба посвятили себя образованию, Ирина Николаевна преподавала английский язык в школе № 1, а Виктор Николаевич продолжает вести уроки в школе № 10. В этом году пошёл 45-й год общего педагогического стажа, практически все эти годы он провёл вместе с супругой Валентиной Ивановной, на которой женился в 1981 году. Сейчас она возглавляет детскую Воскресную школу при Иоанно-Предтечинском женском монастыре. У пары две взрослые дочери Юлия и Евгения и трое внуков.
УЧИТЕЛЬ-ПУТЕШЕСТВЕННИК
До пандемии Виктор Николаевич объездил практически всю Европу, несколько раз был в Америке. Самое первое путешествие за границу состоялось в 1982 году. Вместе с женой они отправились в туристическую поездку в Чехословакию. После этого путешествия Виктор Николаевич посещал и другие европейские страны. Цели путешествий были разные - работа, учёба, туризм, навестить друзей.
- Когда учился в 10-11 классе, я услышал музыку The Beatles и понял, что попал в точку. Начал слушать, переводить и понимать песни. Тогда я сказал себе, что когда-нибудь обязательно попаду в Ливерпуль и прочувствую ту атмосферу, где они жили и творили, что я впоследствии и сделал. В то время там было около 50-ти групп, но так получилось, что именно The Beatles выскочили на свет. Эта группа - это старая любовь, которая подпитывала мой английский язык. Они закончили карьеру в 1970-м году, впервые в Ливерпуль я поехал в 1996, мне было 42 года, вторая поездка состоялась в 1998. Первый раз я был там буквально день, посетил музей The Beatles и был в знаменитом кафе «Пещера», где они играли. У меня тогда было очень мало времени. Во второй раз меня друзья утром увезли в Ливерпуль и оставили там на весь день. Я ходил один по городу и искал места, улицы, парки. В их песнях упомянуто много названий мест, и сложно понимать, если ты там не был. Для меня весь пазл сложился. Я понял, откуда пошло их творчество. Когда видишь всё, о чём они пели, своими глазами, тогда всё встаёт на места.
После пандемии Виктор Николаевич продолжает путешествовать уже по нашей стране - был в Уфе, Оренбурге, Ижевске, Екатеринбурге. Этим летом навестил друга в Калининграде и искупался в Балтийском море.
Любовь к музыке тоже продолжает жить в сердце мужчины. Иногда он берёт с собой на уроки гитару и вместе с детьми познаёт английский язык через музыку.
- Я слушаю разную музыку, но главное хорошую и качественную: и рок, и поп, и классику, - утверждает учитель. - Я обожаю Чайковского, Дебюсси, люблю классический рок - DeepPurple, LedZeppelin, UriahHeep, PinkFloyd. Это группы, у которых и тексты великолепные, и аранжировки потрясающие.
МАРОЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ
В детстве Виктор Николаевич любил играть в футбол, хоккей, городки, увлекался музыкой, но повальным увлечением было коллекционированием марок. Можно сказать, что отсюда и появилась тяга к иностранному языку и культурам разных народов.
- Мне был очень интересен английский язык, далекой, как казалось мне тогда, страны. Когда собираешь марки, видишь экземпляры из дальних стран, хочется туда попасть. Поэтому меня всегда тянуло в путешествия. Прослеживалась такая связь. Марки расширяют кругозор, ты пытаешься быть любознательным, ведь коллекционирование марок открывало великих людей, изобретения, искусство. Люди через марки росли в плане эрудиции. Хотя сейчас в Интернете есть абсолютно всё, но у меня ощущения, что в то время мои сверстники были намного эрудированнее, и марки сыграли в этом свою роль. Они заставляли тебя всё узнавать.
Филателия была модным хобби в те года, и в Кунгуре последователи этого движения по воскресеньям собирались у ДК машиностроителей, чтобы поделиться своими находками, обменяться марками или продать их. В Перми работал один-два специализированных магазина, выходили журналы «Филателия СССР» и другие.
«Учитель всегда учится у своих детей. Самое главное, что жизнь на месте не стоит, происходят большие изменения, и нужно общаться с ребятами на одном языке и о тех вещах, о которых они говорят» - уверен Виктор Алексеев
У ИСТОКОВ «СОДРУЖЕСТВА»
В 2007 году Виктор Николаевич стал инициатором создания региональный ассоциации учителей и преподавателей иностранных языков «Содружество». Цель ассоциации - обмен опытом учителей в преподавании иностранных языков. Сегодня ассоциация объединяет 259 человек из 9 территорий юго-востока Прикамья. Опыт сетевого взаимодействия педагогов лег в основу кандидатской диссертации Виктора Николаевича.
- Сетевое взаимодействие - эффективный инструмент сотрудничества, инновационная площадка для использования модели сетевого взаимодействия педагогов. На протяжении шестнадцати лет наша ассоциация «Содружество» проводит разнообразные мероприятия, конкурсы, научные конференции. И каждый год к нам присоединяются все больше учителей. В этом году нашим опытом заинтересовались и коллеги из Перми, которые, глядя на нас, также решили применить инструменты сетевого взаимодействия для повышения эффективности обучения иностранным языкам, - объяснил педагог.
ДОСТИЖЕНИЯ ВИКТОРА АЛЕКСЕЕВА:
Знак «Отличник народного просвещения», Звание «Заслуженный учитель Российской Федерации», Победитель Всероссийского конкурса Приоритетного национального проекта «Образование» в номинации «Лучший учитель» 2006 года, Победитель муниципального конкурса «Учитель года – 2002» в номинации «Классный руководитель», В 2007 году инициировал создание региональной Ассоциации учителей иностранного языка «Содружество», Единственный педагог в Кунгурском округе, получивший степень кандидата педагогических наук.
ЗАМЕТКИ УЧИТЕЛЯ
За многолетнюю службу на благо педагогического воспитания детей Виктор Николаевич овладел умением захватывать их внимание:
- Детей надо чем-то на уроке удивить, подать тему урока неожиданно. Например, мы изучаем грамматику, настоящее длительное время глагола в английском языке: люди идут сейчас - people are going now. Я им дал материал, они записали. На будущем уроке они мне должны показать, как усвоили тему. Захожу в класс, ученики привыкли, что я с ними здороваюсь, стоят, ждут. Я подхожу к окну и смотрю в него пару минут. Они спрашивают, что случилось, я отвечаю: «Так люди идут, а я забыл, как это будет на английском», - они мне говорят: «People are going». Хвалю их, говорю, что молодцы, и они уже мои. И самое главное, что учитель должен на уроке рассказывать, где потом в жизни учебный материал пригодится. Ребёнок должен знать, что практически он может его где-то использовать. Дети сегодня очень практичные.
В этом учебном году у Виктора Николаевича в подчинении 2 седьмых класса, 5 восьмых, 2 девятых, 1 десятый и 1 одиннадцатый - всего одиннадцать классов. И в день нагрузка выходит 7-8 учебных часов.
- Учитель всегда учится у своих детей. Самое главное, что жизнь на месте не стоит, происходят большие изменения, и нужно общаться с ребятами на одном языке и о тех вещах, о которых они говорят. Они очень часто меня учат новым компьютерным играм, новым словечкам в их лексиконе, трендам в моде и так далее. Я могу что-то пропустить и упустить, а они мне не дадут, всё расскажут. Процесс обучения же обоюдно идёт.
День учителя - праздник самых важных после родителей людей. Школа – второй дом, а учитель - второй родитель. В этот торжественный день Виктор Николаевич желает своим коллегам здоровья, терпения, надежды, что всё будет хорошо и ещё лучше, и не только учить детей, но и слышать и слушать их, мотивировать и постараться быть с ними на одной волне.
Лана Шустикова, фото автора
Газета «Искра» № 112 (17054) от 05.10.2023 г.
Искра_Кунгур©iskra-kungur.ru
Последние новости
Судебная реформа России: события в Соликамске
Студенты колледжа знакомятся с современными методами судебного разбирательства.
В Перми начальник НКО обвиняется в получении взятки
Прокуратура утвердила обвинительное заключение в отношении руководителя общественной организации.
XI Пермский краевой семейный форум: фестиваль новогоднего досуга
В этом году форум обещает стать ярким праздником для всей семьи.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку