От игры - к информатике. Программируют роботов школьники из посёлка Комсомольский Кунгурского округа
Виталий Валерьевич Долгушев на занятиях по робототехнике с Комсомольскими школьниками Андреем Феденевым, Даниилом Киряковым и Тимофеем Киряковым Школьники программируют роботов в посёлке Комсомольском,
Виталий Валерьевич Долгушев на занятиях по робототехнике с Комсомольскими школьниками Андреем Феденевым, Даниилом Киряковым и Тимофеем Киряковым
Школьники программируют роботов в посёлке Комсомольском, в Центре дополнительного образования детей «Дар».
В посёлке Комсомольском есть свой инновационный центр, можно сказать мини-Сколково. Здесь, в Центре дополнительного образования детей, учат новому мышлению, воспитывают будущих изобретателей.
ЛЕГО - ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО
Если среди ребят, которые занимаются робототехникой, не будет второго Илона Маска или Марка Цукерберга, то некоторые из них обязательно станут хорошими инженерами, нестандартно мыслящими программистами. И непременно внесут свою лепту в наш быстро меняющийся мир, пронизанный компьютерными технологиями.
Робототехникой дети начинают заниматься с первого класса и даже раньше. Как проходит обучение азам информатики малышей, которые только-только освоили грамоту? Все они любят собирать лего-конструктор, а в техническом кружке их постепенно учат не просто собирать из готовых деталей кошечек и собачек, а программировать их на определённые действия. И яркие лего-фигурки становятся настоящими роботами.
ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ОПЫТ
Руководитель кружка «Робототехника» Виталий Валерьевич Долгушев - опытный программист, он работал даже с промышленным роботом. По профессии Виталий Валерьевич - учитель начальных классов со специализацией «Информатика». Он окончил сначала Кунгурское педагогическое училище, затем Пермский педуниверситет. Преподавал предмет «Технические средства обучения» и информатику будущим педагогам в педучилище. В 2013 году перешёл на машиностроительный завод, трудился в механическом цехе токарем на станке с ЧПУ (с числовым программным управлением). Виталий Долгушев программировал «роботизированный» станок, который с большой точностью производил оборудование для буровых установок: венцы, кольца, шкива. Его производственный опыт завершился в связи с закрытием предприятия.
В 2018 году он вновь вернулся к преподавательской деятельности. Сейчас Виталий Валерьевич преподаёт информатику ученикам с первого по четвёртый класс, которые приходят на занятия из Комсомольской школы в Центр дополнительного образования. И ведёт занятия по робототехнике, причём не только для детей Комсомольской школы, но ещё и в рамках краевого проекта «Мобильное образование детей» в Кыласовской школе, куда ездит один раз в неделю.
Идут занятия по робототехнике. Отрабатываются траектории движения роботов
ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ
- На занятиях робототехникой ребята не просто собирают различные модели роботов, а учатся составлять программы, осваивают понятие алгоритма, ребята учатся оживлять, в буквальном смысле этого слова, своих роботов, - рассказывает Виталий Валерьевич. - На основе алгоритма дети учатся писать на компьютере программы, а отрабатывают и исправляют ошибки уже на своём роботе. Для этого требуется знание информатики.
Кружок робототехники становится практически продолжением школьных уроков информатики. Для этого Центр дополнительного образования детей закупает специальные наборы - от простых, которые могут собрать начинающие программисты, до более сложных, которые используются даже при обучении в вузах.
Можно сказать, играючи, с помощью привычных для детей лего-конструкторов Виталий Валерьевич объясняет сложные физические явления: инерцию, кинематику.
Педагог демонстрирует уже собранные ребятами две фигурки на круглом «коврике» - это игра «Сумо». Два робота находятся напротив друг друга, их задача - найти и вытолкнуть соперника с поля, при этом не выйти за край линии самому. На роботах-сумоистах работает ультразвуковой датчик, который позволяет найти соперника, и датчик света, который определяет, не выехал ли робот за линию. Чтобы собрать роботов для «Сумо» и заставить их правильно двигаться, ребятам надо знать, какие датчики для какой ситуации можно использовать, как они действуют. И, конечно, уметь их запрограммировать.
СОРЕВНОВАНИЯ
Когда этот комплекс знаний формируется, юные программисты могут участвовать в соревнованиях. В Центре дополнительного образования детей «Дар» уже не один год проводится конкурс детского технического творчества «Техностарт», на который собираются школьники со всего Кунгурского округа. Одни занимаются скоростной сборкой, другие соревнуются в программировании. Некоторые приезжают со своими роботами, устраивается выставка, жюри сравнивает, у кого качественнее и сложнее сборка. Сильнейшие участвуют и побеждают в краевых и всероссийских конкурсах. Недавно ученик 2«а» класса Комсомольской школы, участник кружка «Робототехника» Андрей Долгушев принял участие во Всероссийском конкурсе робототехники для детей «Лучший робототехник-2021». Для участия в конкурсе необходимо было собрать аппарат, способный выполнять определённый перечень действий под управлением собственноручно написанной программы. Жюри оценивало не только внешний вид аппарата, но и перечень функциональных возможностей, конструктивную сложность, техническую новизну. Андрей под руководством своего папы и педагога Виталия Валерьевича собрал станок для раскрашивания ёлочных игрушек. Среди 187 рассмотренных членами жюри работ со всей России Андрею присвоено 15-е место. Это хорошее начало для юного программиста.
Андрей и Виталий Валерьевич Долгушевы во время защиты проекта - станка для раскрашивания ёлочных игрушек - по видеотрансляции. Фото: архив Виталия Долгушева
ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ
- Ребята, которые занимались робототехникой, более осознанно и с интересом изучают информатику в старших классах, - убеждён Виталий Валерьевич. - Многие нацелены связать будущую профессию с программированием, они не боятся браться за создание сложных программ, потому что они «потренировались» на роботах в нашем кружке. Робототехника объединяет логику, информатику, математику, физику, механику, алгоритмику. Специалисты считают, что такое всестороннее развитие позволит школьнику легче осваивать учебную программу и хорошо ориентироваться в повседневной жизни.
Людмила Пятилова
Фото автора
Искра_Кунгур©iskra-kungur.ru
Последние новости
Карантин в школах Перми из-за пневмонии и ОРВИ
Несколько классов закрыты в связи с заболеваниями среди учеников.
Похолодание и гололедица в Пермском крае
Синоптики прогнозируют кратковременное похолодание и последующую оттепель.
Награждение за усердие: Лариса Здравина удостоена знака отличия
Виктор Кожевников отметил значительный вклад Ларисы Здравиной в судебную систему.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований