В космическом пространстве «Сцены-Молот» герои и планета-океан

В пермском Театре-Театре на «Сцене-Молот» состоялась премьера спектакля «Солярис», поставленного Александром Пронькиным по мотивам романа Станислава Лема.

В пермском Театре-Театре на «Сцене-Молот» состоялась премьера спектакля «Солярис», поставленного Александром Пронькиным по мотивам романа Станислава Лема.

Произведение Лема экранизировалось не раз. Сначала в 1968 году – Главной редакцией литературно-драматических программ Центрального телевидения СССР с Василием Лановым и Антониной Пилюс в главных ролях: этот черно-белый телеспектакль (12+) Бориса Ниренбурга наиболее близок к одному из самых знаковых романов XX века.

Затем в 1972-м Андрей Тарковский снял классический для мирового киноискусства вариант (12+) с Донатасом Банионисом и Натальей Бондарчук, а музыку к фильму написал легендарный Эдуард Артемьев, недавно скончавшийся. И двадцать лет назад, в 2002-м, свою версию, близкую к видению Тарковского, сделал в Голливуде Стивен Содерберг – с Джорджем Клуни и Наташей Макэлхон (12+). К слову, оба кинотворения самому Лему не понравились. Также были два балета и две оперы, радиоспектакль. И вот – пермское театральное прочтение, ко-продукция Центра компетенций НТИ «Фотоника», Пермского классического университета, ПАО «ПНППК» и Театра-Театра.

– Сцены и переходы в нашем спектакле будут выстроены только при помощи световых эффектов, – обещал сайту Пермской газеты «Звезда» в прошлом году режиссер Александр Пронькин. – Сочетание научных технологий и технологий театральных создаст принципиально иную природу сценического высказывания. Роман Станислава Лема – достаточно пластичный и очень философский материал, при этом там есть сюжет – и романтичный, и глубоко психологический. Наш спектакль будет сильно отличаться от знаменитого фильма Тарковского – по эстетике, прежде всего. Это – другой взгляд на известный роман.

На самом деле даже если вы не прочли сам роман, его фабула угадывается с первых картин. И довольно скоро вы соглашаетесь и с таким Кельвином (Степан Сопко), и с таким Снаутом (Алексей Корсуков), и с таким Сарториусом (Анатолий Смоляков), и – тем более – с Хари (Анна Сырчикова). Все они несколько напряжённо-статичные, точно «не очень живые», чем-то напоминающие роботов из советского фантастического фильма «Отроки во Вселенной», второй части ленты «Москва-Кассиопея» (10+). Но и с этим легко соглашаешься: все же космическая станция – значит, люди тоже не очень земные... Особенно Хари – настоящая инопланетянка!

Сюжет вращается вокруг их дуэта с Крисом Кельвином; остальные не более, чем статисты. Помните? Психолог Крис прилетает на космическую станцию, которая находится на далекой планете Солярис, сплошь покрытой океаном. Есть версия, что этот океан разумен, но установить с ним контакт пока не получается. На станции явно происходит что-то странное, и Кельвин должен понять причину. Постепенно становится ясно, что океан проникает в подсознание спящего человека и синтезирует копии людей, с которыми связаны травмирующие вспоминания. И Кельвин встречается со своей погибшей любимой...

Сцены Кельвина и Хари – пожалуй, лучшее, что есть в этом спектакле. Всё мы прекрасно знаем – и кто она на самом деле, и чем завершатся их отношения, и что будет с Кельвином дальше, а смотришь и надеешься: ну, вдруг!?.. И какая разница, что она «дубликат»... Тем более, что Снаут объясняет – чем дольше синтезированный океаном «гость» находится рядом, тем ближе он будет к оригиналу, а значит – тем человечней. Вот и Кельвин решает не возвращаться на Землю и остаться здесь, с Хари, потому что она может жить только на создавшем её Солярисе. То, что каждый из астронавтов, находясь на станции, начинает взвешивать и анализировать свою жизнь, остаётся за кадром, но зритель тут же оказывается вовлечённым в этот анализ.

«Солярис» — одна из самых необычных постановок ТТ; это такой спектакль-аттракцион, где вместо декораций — лазеры, голограммы, видеопроеции, мощный свет (сценограф и видеохудожник Мария Левина). Всё это работает так, что вы, сидя в зале, мгновенно оказываетесь то в ярчайшем тоннеле-трубе, то в конусе, то снаружи неправильных четырёхугольников, которые меняют форму, отбрасывая линии так, что пространство становится пронизано лиловыми, зелёными, золотыми и фиолетовыми лучами. Преломляясь и постоянно меняя конфигурации, они и в самом деле создают нечто нереально-космическое.

Это «нереально-космическое» захватывает, держит в напряжении и переносит вас в фантастический мир ну, если не Лема, то каких-то других фантастов. Почему-то опосредованно всплывают в памяти сюжеты Стругацких – всплывают и тотчас же рассыпаются, как узоры в детском калейдоскопе. Границы между сценой и залом не то что нет, она стёрта намеренно, и благодаря лазерным декорациям вы тоже «не можете покинуть станцию», как и все астронавты. А в какой-то момент наступает уверенность в том, что и к вам сейчас явится гость из прошлого.

Роли астронавтов и Хари почти полностью драматические, а вот для «гостей» написана подробная пластическая партитура, так что в значительной степени спектакль-аттракцион решён пластически, причём пластика часто вписана в партитуру «лазерного шоу», она с ним коммуницирует, «обживает» пространство, которое на глазах трансформируется, меняет обличья, меняет свою природу, утекает сквозь пальцы...

Поразительно, как на довольно небольшом пространстве «Сцены-Молот» легко выстраивается целая лазерная вселенная, где так легко заблудиться. Постоянная трансформация пространства – то, на чём строится сценический язык спектакля. Пространство движется вокруг персонажей, а не персонажи в пространстве. Оно дробится, течёт, расслаивается на несколько плоскостей, выпадает дождём, заворачивает в себя всё живое, сворачивается, может собраться в одну точку. Может быть, оно управляет людьми...

Проходит минут пять-семь сценического времени, и вы, точно под воздействием гипноза, полностью отключаетесь от всего, кроме этого странного действа – есть только неизведанный Солярис и его загадка, люди и копии людей, в которых у них когда-то заключался весь мир. Есть некий (высший? внеземной?) разум и заданные им координаты, а человек с его встроенностью в психологическую и даже философскую парадигму – лишь объект исследования, часть системы. И уже никого не удивляет, что произведение, созданное в середине ХХ века, по-прежнему актуально спустя шестьдесят лет...

Наталья Земскова
Фото Сергея Русанова предоставлено пресс-службой Театра-Театра.





Последние новости

Ремонт Дворца культуры «Мечта» продолжается

Руководители окружной администрации и депутаты Думы Кунгурского округа встретились с подрядчиком, чтобы узнать, какие работы ведутся сейчас по ремонту Дворца культуры «Мечта».

Мошенники могут представляться кем угодно

Мошенники могут представляться кем угодно

Коми-Пермяцкий театр выступит на международном фестивале комедии

Изображение: скрин из видео театра Коми-Пермяцкий национальный драматический театр со спектаклем «Матрёшки-Disco» примет участие в IV Моножанровом театральном фестивале «Комедiя-Фест»,

Ядрёна вошь! Откуда произошли пять забавных русских ругательств

Японский городовой! Ёкарный Бабай! Иностранец, который захочет изучить русский язык, знатно удивится, когда услышит эти забавные ругательства.

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Нефтеюганске, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *