«Уникальность — главный критерий»

Куратор Малой сцены Театра-Театра Марк Букин делится планами и раскрывает принципы работы обновлённой площадки Марк Букин   Никита Чунтомов — Мы встречаемся с вами в фойе «Сцены-Молот», где заканчивается реконструкция.

Куратор Малой сцены Театра-Театра Марк Букин делится планами и  раскрывает принципы работы обновлённой площадки

Марк Букин
  Никита Чунтомов

— Мы  встречаемся с  вами в  фойе «Сцены-Молот», где  заканчивается реконструкция. Дизайн, прямо скажем, броский, почти агрессивный. Что  мы  получим в  результате? Какое пространство?

— Про  пространство долго рассказывать не  буду: площадка открывается 22  апреля премьерой музыкального спектакля «Жизнь в  красном цвете» (16+), придёте  — и  увидите; а  вот  про  идеологию расскажу.

У  «Сцены-Молот» есть история, и  довольно громкая: современная драматургия, приглашённые актёры, в  том  числе непрофессиональные; какое-то движение, что-то молодёжное… Но  эта  «громкость» была давно, не  при  мне  — я  эти  времена в  Театре-Театре уже  не  застал. Встаёт вопрос: надо ли  это  сохранять? Или  надо всё менять? Хочется сохранить посыл, который был  задан при  Эдуарде Боякове, но  в  ином формате  — формате коммуникаций.

— Мне  кажется, это  в  первую очередь менеджерская задача, а  не  дизайнерская, и  решается не  преобразованием пространства, а  событийным наполнением…

— Я  понимаю; но  организация пространства тоже очень важна. С  одной стороны, мы  хотим восстановить то, что  изначально задумывалось для  «Сцены-Молот», но  по  каким-то причинам было утрачено. С  другой стороны, время прошло, и  нужно что-то менять: стиль, художественное наполнение площадки. Это  необходимо, чтобы, возможно, вернуться к  тем  способам коммуникации, которые были изначально задуманы в  этом пространстве, но  не  реализованы до  конца.

Исходя из  этих задач я  формулирую и  свою роль: я  настаиваю, что  я  не  художественный руководитель «Сцены-Молот», а  куратор, тот  человек, который пытается эти  коммуникации создать.

— В  предыдущей версии этой площадки основой репертуарной политики был  текст  — современная драматургия. На  чём основываетесь вы?

— Для  «Сцены-Молот» сейчас важно создать уникальный, узнаваемый продукт, такой же, какой есть на  Большой сцене. Каждый спектакль Большой сцены Театра-Театра в  последние годы  — это  уникальный, самодостаточный продукт, будь это  мюзикл, опера для  драматических артистов, пластический спектакль и  так  далее. На  «Сцене-Молот» тоже были уникальные продукты  — например, «#конституцияРФ» (16+), важное высказывание Владимира Львовича Гурфинкеля: период его  художественного руководства был  знаковой вехой в  истории «Сцены-Молот»; или  «Пермские боги» (16+)  — спектакль, который был  поставлен в  не  совсем правильное время: «Сцена-Молот» и  её публика ещё не  были к  такому готовы.

  Никита Чунтомов

Чтобы инициировать появление таких спектаклей, как  «Пермские боги», необходимо создать вокруг этого соответствующий контент. Сейчас мы  выстраиваем репертуар, в  котором все  спектакли будут настолько же  уникальными, чтобы публика этой площадки уже  знала, что  её может здесь ждать, была готова к  этому. Беда в  том, что  в  последние годы репертуар Малой сцены был  беспорядочным, хаотичным: наряду с  «Пермскими богами» здесь могли показываться сделанные «на коленке» студенческие работы. В  прошлом году я  уже  попытался снять некоторые спектакли с  репертуара, в  том  числе и  свои. У  меня есть желание оставить на  этой площадке по-настоящему качественные спектакли, даже такие, которые, возможно, не  собирают полные залы. Вот, например, спектакль Ксении Малининой «Лир» (16+) полный зал  не  собирает, но  его  качество неоспоримо.

В  нынешнем и  следующем сезоне «Сцена-Молот» активно приглашает режиссёров, которые сделают не  просто спектакли, а  уникальный качественный продукт. Это  может быть экспериментальная или  традиционная драма, а  может, перформанс, музыкальный спектакль  — всё что  угодно, но  он  должен быть уникальным, это  главный критерий отбора.

— С  кем  вы  планируете сотрудничать?

— У  нас  в  прошлом сезоне прошла лаборатория мюзикла «Резиденция ТТ», несколько участников которой получили приглашение реализовать свои проекты на  этой площадке. Так  получилось, что  мюзиклы на  лаборатории были представлены в  основном для  Малой сцены, и  мне  показалось, что  это  здорово. Почему нет? Конечно, формат мюзикла сам  по  себе не  уникален, у  нас  они  есть на  Большой сцене, но  на  «Сцене-Молот» до  сих  пор  не  было мюзикла, а  тема, заявленная в  спектакле «Живая история о  смерти» (16+), который в  рамках лаборатории сочинили композитор Евгения Терёхина (Красноярск), либреттистка Наталья Макуни (Москва) и  режиссёр Татьяна Михайлюк (Москва), подходит для  Малой сцены.

Главный герой  — гравёр, который разговаривает с  надгробными плитами. К  нему является девочка Вероника, и  непонятно, жива она  или  уже  умерла. Вместе они  отправляются выяснять, что  с  ней  случилось. В  итоге получается большой, огромный разговор о  смерти.

О  смерти! На  «Сцене-Молот» это  возможно: и  формат её, и  пространство, и  интимность позволяют об  этом говорить. Была написана замечательная музыкальная история, которая без  лишнего пафоса романтизирует и  драматизирует эту  тему, для  всех нас  непростую, с  помощью музыки. Это  будет, безусловно, уникальный продукт  — первый мюзикл на  «Сцене-Молот», да  ещё с  такой темой. В  главной роли  — Александр Гончарук, и  это  очень важно; дело даже не  в  типаже, а  в  человеческом содержании Саши, в  его  тонкости. Он  этот материал автоматически переводит в  вертикальное измерение, даёт ему  глубину. Премьера планируется в  мае.

  Никита Чунтомов

— Вы  всё время упоминаете в  качестве ориентира «Пермских богов» (16+), но  над  этим спектаклем работал уникальный автор. Планируете ли  вы  приглашать режиссёров уровня Дмитрия Волкострелова?

— Не  только режиссёров  — творческих людей вообще. Давайте вернёмся к  нашей ближайшей премьере  — «Жизни в  красном цвете» (16+). Мы  решили обозначить её жанр как  «малая опера». Спектакль состоит из  двух музыкальных произведений Эдисона Денисова  — монооперы «Жизнь в  красном цвете» и  вокального цикла «Голубая тетрадь» (16+). Эта  постановка  — идея Валерия Игнатьевича Платонова, и  он  опять-таки принёс нам  уникальный материал, за  который мы  зацепились. Валерий Игнатьевич будет дирижировать этой историей, я  — режиссёр-постановщик, Андрей Платонов будет звукорежиссёром спектакля, Петя Стабровский  — художником по  свету, Александр Новиков  — художником-постановщиком. Мы  пригласили оперных певиц Надежду Павлову и  Наталью Буклагу. Это  спектакль, который строится на  горизонтальных связях художников, а  не  как  обычно, когда режиссёр  — во  главе угла, а  все  остальные  — вокруг него: «Давайте, поехали, будем воплощать мой  замысел…» Каждый отвечает за  свою сферу, но  спектакль мы  сочиняем все  вместе, сообща. Здесь важна команда.

Дальше у  нас  есть история со  студентами Московского института современного искусства, с  мастер-курсом Бориса Леонидовича Мильграма, где  я  — второй педагог по  актёрскому мастерству. «Сонная лощина» (16+), рок-мюзикл. Его  автор  — ирландец Имон О’Двайер. За  основу взят, конечно, сюжет о  всаднике без  головы, но  я  бы  не  сказал, что  это  по  книге Вашингтона Ирвинга, скорее, это  её переосмысление, потому что  там  действие происходит параллельно в  современной Лощине и  в  воспоминаниях. Если всё получится, мы  представим её как  учебную работу на  бесплатном показе. А  там  посмотрим, что  с  ней  делать. Режиссёр-постановщик  — Ксения Малинина.

— Все  будут плясать?

— Не  обязательно! Ксения себя позиционирует как  режиссёр, а  не  только хореограф.

Дальше… На  самом деле мы  снова позвали на  постановку Дмитрия Волкострелова, но  пока не  поняли, с  каким материалом он  будет работать. Ждём от  него ответа; но  здесь мы  уже  переходим в  раздел неопределённых планов, для  которых ещё нет  дат  и  твёрдых договоров.

С  Александром Андрияшкиным  — известным постановщиком перформативного пластического театра, хореографом-постановщиком спектакля Бориса Леонидовича Мильграма «Катерина Измайлова» (16+), мы  задумали спектакль под  рабочим названием «Маленький принц» (6+), но, конечно, он  будет иначе называться. Это  перформативная история, связанная с  текстом Сент-Экзюпери, и  главную роль там  будет играть Анатолий Смоляков. Он, правда, сам  об  этом ещё не  знает, но  я  надеюсь, что  это  произойдёт. Сейчас мы  с  Сашей Андрияшкиным заняты сочинением этого спектакля для  детей, где  главную роль играет взрослый человек. Очень важна эта  дистанция между детьми и  взрослым, который хочет вернуться на  их  территорию.

— Теперь расскажите о  ваших режиссёрских планах, даже если они  не  связаны со  «Сценой-Молот».

— Я  не  люблю привязываться к  месту. Мне  важно ездить, перемещаться в  пространстве. Недавно меня пригласил Челябинский драмтеатр имени Наума Орлова, и  я  там  выпускаю спектакль «Три сестры» (16+).

Летом я  отвечу на  насущный вопрос: «Где же  третий акт  «Раскольникова» (18+)?» Он, конечно же, был, но  по  ряду причин мы  не  смогли его  показать. Летом покажем спектакль целиком.

Репетиция Раскольникова
Фото: Эльвира Каюмова

— Он  у  вас  и  без  третьего акта довольно длинный, зрителю тяжело…

— Ну, извините! Я  не  могу рассказать эту  историю в  двух словах. У  нас  сейчас запросто за  полтора часика  — тю-тю-тю  — расскажут обо  всём хорошем: надо любить, надо дружить, надо заботиться о  близких, ну, и  пошли в  ресторан. Мы  не  хотим ни  во  что  погружаться, не  хотим время тратить, чтобы что-то изучить, с  чем-то повзаимодействовать…

У  меня со  всем этим  — огромный конфликт. Я  люблю длинные истории, потому что  даже если мне  тяжело смотреть, в  конце длинного, содержательного спектакля я  чувствую, что  со  мной произошло какое-то огромное событие. Когда ты  прочитал «Войну и  мир», твоя жизнь разделилась на  жизнь «до» и  жизнь «после», потому что  это  не  просто кирпич  — это  кладка стенная! Конечно, были там  места, когда думаешь: «Ну, скорее, ну, сколько ж  можно, давайте уже  про  Наташу Ростову». Я  её обожал. Но  после прочтения ты  понимаешь, что  совершил поступок, и  ты  это  не  забудешь никогда.

Я  хочу, чтобы театр стремился к  этому. Театр должен стремиться к  событию. Поэтому  — уникальный продукт, и  у  каждого такого продукта есть время, за  которое это  происходит. Это  очень важно.

Сейчас я  уже  почти сделал первый акт  спектакля под  рабочим названием «Идиот» (16+). Снова Достоевский  — люблю Фёдора Михалыча. Хотелось бы  сыграть его  опять на  «Заводе Шпагина», но  будет ли  это  возможно, а  также будет ли  возможно играть там  «Раскольникова», я  сказать пока не  могу.

< Юлия Баталина

Последние новости

Ремонт Дворца культуры «Мечта» продолжается

Руководители окружной администрации и депутаты Думы Кунгурского округа встретились с подрядчиком, чтобы узнать, какие работы ведутся сейчас по ремонту Дворца культуры «Мечта».

Мошенники могут представляться кем угодно

Мошенники могут представляться кем угодно

Коми-Пермяцкий театр выступит на международном фестивале комедии

Изображение: скрин из видео театра Коми-Пермяцкий национальный драматический театр со спектаклем «Матрёшки-Disco» примет участие в IV Моножанровом театральном фестивале «Комедiя-Фест»,

Ядрёна вошь! Откуда произошли пять забавных русских ругательств

Японский городовой! Ёкарный Бабай! Иностранец, который захочет изучить русский язык, знатно удивится, когда услышит эти забавные ругательства.

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Горно-Алтайске на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *