Театр — это космос
06.12.2022

Театр — это космос

Истинные театралы на минувшей неделе собрались в Лысьве — ведь именно здесь, в Лысьвенском театре драмы имени Анатолия Савина,

В  Лысьве завершился третий региональный театральный фестиваль «Камский»

Истинные театралы на  минувшей неделе собрались в  Лысьве  — ведь именно здесь, в  Лысьвенском театре драмы имени Анатолия Савина, показывали свои спектакли все  профессиональные театры Пермского края, и  у  зрителей появилась редчайшая возможность увидеть лучшие театральные работы, появившиеся за  прошедший сезон во  всех прикамских территориях. Участники фестиваля не  только оценили достижения коллег, но  и  прошли интенсивную профессиональную подготовку со  столичными тренерами по  двум направлениям: «физический театр» и  «контактная импровизация». Результат мастер-классов оказался не  только полезным для  профессионалов, но  и  художественно значимым настолько, что  его  рискнули показать широкой публике.

«Раскас», Коми-Пермяцкий драматический театр им. Горького
Фото предоставлено пресс-службой краевого Минкульта.

«Камский»  — ежегодный фестиваль театров малых городов Пермского края. Впервые он  прошёл в  2018 году в  Кудымкаре, однако тот  пилотный проект, который назывался «Сообщение», дал  неожиданный росток: теперь «Сообщение» ежегодно проходит в  Кудымкаре как  фестиваль национальных театров народов России, а  «Камский» под  своим нынешним именем стартовал в  2019-м в  Березниках и  каждый год  переезжает на  новое место: год  назад его  проводили в  Губахе, нынче  — в  Лысьве. Так  Министерство культуры Пермского края, которое поддерживает оба  проекта, получило два  фестиваля вместо одного.

В  Лысьве на  «Камском» собрались буквально все  театры малых городов Прикамья! Фестивальная программа радовала разнообразием названий. Было много спектаклей для  детей, и  один из  них  открыл фестиваль  — березниковский «Бенефис» показал «Сказки Пушкина» (6+), а  затем Кунгурский ТЮЗ  продолжил детскую тему с  «Малышом и  Карлсоном» (0+), а  молодёжный театр «Доминанта» (Губаха) представил сказку для  подростков «Василисса» (12+) по  пьесе Марии Малухиной, поставленную режиссёром Дмитрием Огородниковым в  модном жанре хоррора.

Разумеется, театры ставят классику, зарубежную и  советскую: Чайковский театр драмы и  комедии «замахнулся на  Вильяма нашего Шекспира» и  привёз «Короля Лира» (16+), а  Коми-Пермяцкий драматический театр  им. Горького  — «Раскас» (16+) по  рассказам Василия Шукшина; жанр этой постановки  — «выездной спектакль-концерт сельской самодеятельности».

Театры показывали лучшее, что  им  удалось за  год, прошедший с  прошлого фестиваля. Так, спектакль «Камень» (16+) по  пьесе немецкого драматурга Мариуса фон  Майенбурга Березниковского драматического театра вошёл в  лонг-лист национальной театральной премии «Золотая маска» этого года. Лысьвенский театр драмы, радушный хозяин фестиваля этого года, тоже присутствует в  лонг-листе «Золотой маски» со  спектаклем «Место действия: Лысьва» (12+), однако на  «Камском» показал другую работу  — спектакль о  жизни и  любви «Космос» (18+). С  этой работы началось сотрудничество театра с  режиссёром Верой Поповой, которая теперь стала его  главным режиссёром; «Космос» представлял Лысьву на  XIX Фестивале театров малых городов России в  Нижнем Тагиле, а  на  ХVI Краевом театральном фестивале-конкурсе «Волшебная кулиса» получил сразу два  диплома: за  лучшую эпизодическую роль  — артисту Алексею Якубенко и  диплом Ассоциации театральных критиков  — режиссёру Вере Поповой.

После спектаклей проходили их  обсуждения, которые вела столичный критик Екатерина Кострикова.

Екатерина Кострикова, театральный критик, главный редактор журнала «Замыслы» (Москва):

— Фестиваль произвёл самое позитивное впечатление. Качественно подобранная программа даёт широкий взгляд на  театральную ситуацию в  регионе, и  видно, что  театральный уровень территории очень высок, как  и  уровень ответственности художников перед своими театрами. Прикамье  — передовой регион, где  театры не  боятся экспериментировать, осваивают новый язык и  показывают высокий, серьёзный, непровинциальный уровень.

Столичный эксперт особенно отмечает спектакли «Василисса» и  «Раскас» за  активный диалог со  сказкой, вообще с  фольклором, а  также за  музыкальность; и  спектакль «Космос», ни  на  что  не  похожий,  — Екатерина Кострикова назвала его  одним из  главных театральных впечатлений за  последнее время.

Она  же  выступила в  качестве руководителя образовательной программы фестиваля, где  речь шла  об  общении со  зрителями и  его  форматах: зрительских клубах, конференциях и  т.  п. Была на  фестивале и  деловая программа для  театральных менеджеров, которую провели специалисты отдела развития Пермского Театра-Театра. И, разу­меется, прошла творческая лаборатория  — непременная составляющая регионального фестиваля, в  которой совмещаются неформальное общение и  мастер-классы для  профессионального роста актёров.

В  прошлом году в  Губахе лаборатория была посвящена созданию эскизов спектаклей по  «Доктору Живаго» Бориса Пастернака, и  один из  эскизов перерос в  спектакль губахинской «Доминанты»; нынче же  куратор фестиваля Марина Зорина избрала другой формат: хореограф и  режиссёр из  Новосибирска Андрей Короленко занимался с  артистами физическим театром, а  режиссёр и  театральный педагог из  Москвы Олеся Невмержицкая проводила практикум по  контактной импровизации. Результаты оказались настолько эффектными, что  были показаны на  закрытии фестиваля, причём для  широкой публики  — любой желающий мог  прийти по  билету.

…Вот актёры из  разных театров, произвольно разбитые руководителем лаборатории на  пары, разыгрывают диалоги из  чеховской «Чайки», но  не  просто так  разыгрывают, а  выполняют указания «режиссёров»  — другой пары актёров, которые дают им  самые каверзные задания. Актёр, играющий Треплева, говорит: «Мы одни», а  вредный «режиссёр» добавляет: «Сказал он  и  сел  ей  на  плечи». Приходится «Треплеву» садиться на  плечи к  «Нине», которую её партнёрша-«режиссёр» заставляет после следующей реплики упасть на  спину, затем подбежать к  стене и  начать колотить по  ней, затем надавать «Треплеву» пощёчин…

Актёры должны всё это  не  просто выполнить, а  оправдать  — сыграть так, как  будто это  гениальнейшая постановка гениальнейшего режиссёра. Удивительно, но  получались очень своеобразные «Чайки», не  лишённые при  этом смысла! Зрители хохотали от  души, да  и  руководитель лаборатории Олеся Невмержицкая откровенно веселилась, довольная результатами.

Завершился вечер творческим отчётом другой лаборатории, где  под  руководством Андрея Короленко артисты учились взаимодействовать с  собственным телом и  друг с  другом, ощущать пространство и  себя в  нём, чувствовать партнёра и  так  далее. Был  показан красивый пластический перформанс, в  котором речь, пусть и  не  оформленная словами, шла  обо  всём самом прекрасном  — свободе, взаимопонимании, любви.

Каждый, кто  побывал в  эти  дни  в  Лысьве, понимает, насколько важен этот проект, в  проведении которого объединились Центр по  реализации проектов в  сфере культуры, Министерство культуры Пермского края и  Пермское отделение Союза театральных деятелей  РФ. Важен и  для  театров, и  для  зрителей. Следующий «Камский» должен состояться через  год. Очередь принимать фестиваль  — у  Чайковского театра драмы и  комедии, но  — вот  беда!  — его  здание стоит в  капитальном ремонте уже  далеко не  первый  год. Успеют ли  чайковцы подготовиться к  региональному событию, большой вопрос. Впрочем, в  Пермском крае достаточно театров, и  они  рады принимать гостей.

Юлия Баталина

Последние новости

В Перми установили границы городского лесничества

В Перми официально установили границы городского лесничества.

Студенческий актив ПГИК возложил цветы к Вечному огню в честь 80-летней годовщины победы в Сталинградской битве

5 февраля в честь 80-летней годовщины победы в Сталинградской битве Студенческий актив ПГИК возложил цветы к Вечному огню защитникам нашей Родины, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Арендатор Пушкинской бани оспорит решение суда о возврате имущества пермской мэрии 

АНО «Спортивно-оздоровительный центр «Энергия» оспорит решение 17 арбитражного апелляционного суда о расторжении договора аренды Пушкинской бани в Перми и возврате объекта в собственность муниципалитета.

Card image

Как обнаружить и предотвратить утечку газа

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *