Театр — это космос

Истинные театралы на минувшей неделе собрались в Лысьве — ведь именно здесь, в Лысьвенском театре драмы имени Анатолия Савина,

В  Лысьве завершился третий региональный театральный фестиваль «Камский»

Истинные театралы на  минувшей неделе собрались в  Лысьве  — ведь именно здесь, в  Лысьвенском театре драмы имени Анатолия Савина, показывали свои спектакли все  профессиональные театры Пермского края, и  у  зрителей появилась редчайшая возможность увидеть лучшие театральные работы, появившиеся за  прошедший сезон во  всех прикамских территориях. Участники фестиваля не  только оценили достижения коллег, но  и  прошли интенсивную профессиональную подготовку со  столичными тренерами по  двум направлениям: «физический театр» и  «контактная импровизация». Результат мастер-классов оказался не  только полезным для  профессионалов, но  и  художественно значимым настолько, что  его  рискнули показать широкой публике.

«Раскас», Коми-Пермяцкий драматический театр им. Горького
Фото предоставлено пресс-службой краевого Минкульта.

«Камский»  — ежегодный фестиваль театров малых городов Пермского края. Впервые он  прошёл в  2018 году в  Кудымкаре, однако тот  пилотный проект, который назывался «Сообщение», дал  неожиданный росток: теперь «Сообщение» ежегодно проходит в  Кудымкаре как  фестиваль национальных театров народов России, а  «Камский» под  своим нынешним именем стартовал в  2019-м в  Березниках и  каждый год  переезжает на  новое место: год  назад его  проводили в  Губахе, нынче  — в  Лысьве. Так  Министерство культуры Пермского края, которое поддерживает оба  проекта, получило два  фестиваля вместо одного.

В  Лысьве на  «Камском» собрались буквально все  театры малых городов Прикамья! Фестивальная программа радовала разнообразием названий. Было много спектаклей для  детей, и  один из  них  открыл фестиваль  — березниковский «Бенефис» показал «Сказки Пушкина» (6+), а  затем Кунгурский ТЮЗ  продолжил детскую тему с  «Малышом и  Карлсоном» (0+), а  молодёжный театр «Доминанта» (Губаха) представил сказку для  подростков «Василисса» (12+) по  пьесе Марии Малухиной, поставленную режиссёром Дмитрием Огородниковым в  модном жанре хоррора.

Разумеется, театры ставят классику, зарубежную и  советскую: Чайковский театр драмы и  комедии «замахнулся на  Вильяма нашего Шекспира» и  привёз «Короля Лира» (16+), а  Коми-Пермяцкий драматический театр  им. Горького  — «Раскас» (16+) по  рассказам Василия Шукшина; жанр этой постановки  — «выездной спектакль-концерт сельской самодеятельности».

Театры показывали лучшее, что  им  удалось за  год, прошедший с  прошлого фестиваля. Так, спектакль «Камень» (16+) по  пьесе немецкого драматурга Мариуса фон  Майенбурга Березниковского драматического театра вошёл в  лонг-лист национальной театральной премии «Золотая маска» этого года. Лысьвенский театр драмы, радушный хозяин фестиваля этого года, тоже присутствует в  лонг-листе «Золотой маски» со  спектаклем «Место действия: Лысьва» (12+), однако на  «Камском» показал другую работу  — спектакль о  жизни и  любви «Космос» (18+). С  этой работы началось сотрудничество театра с  режиссёром Верой Поповой, которая теперь стала его  главным режиссёром; «Космос» представлял Лысьву на  XIX Фестивале театров малых городов России в  Нижнем Тагиле, а  на  ХVI Краевом театральном фестивале-конкурсе «Волшебная кулиса» получил сразу два  диплома: за  лучшую эпизодическую роль  — артисту Алексею Якубенко и  диплом Ассоциации театральных критиков  — режиссёру Вере Поповой.

После спектаклей проходили их  обсуждения, которые вела столичный критик Екатерина Кострикова.

Екатерина Кострикова, театральный критик, главный редактор журнала «Замыслы» (Москва):

— Фестиваль произвёл самое позитивное впечатление. Качественно подобранная программа даёт широкий взгляд на  театральную ситуацию в  регионе, и  видно, что  театральный уровень территории очень высок, как  и  уровень ответственности художников перед своими театрами. Прикамье  — передовой регион, где  театры не  боятся экспериментировать, осваивают новый язык и  показывают высокий, серьёзный, непровинциальный уровень.

Столичный эксперт особенно отмечает спектакли «Василисса» и  «Раскас» за  активный диалог со  сказкой, вообще с  фольклором, а  также за  музыкальность; и  спектакль «Космос», ни  на  что  не  похожий,  — Екатерина Кострикова назвала его  одним из  главных театральных впечатлений за  последнее время.

Она  же  выступила в  качестве руководителя образовательной программы фестиваля, где  речь шла  об  общении со  зрителями и  его  форматах: зрительских клубах, конференциях и  т.  п. Была на  фестивале и  деловая программа для  театральных менеджеров, которую провели специалисты отдела развития Пермского Театра-Театра. И, разу­меется, прошла творческая лаборатория  — непременная составляющая регионального фестиваля, в  которой совмещаются неформальное общение и  мастер-классы для  профессионального роста актёров.

В  прошлом году в  Губахе лаборатория была посвящена созданию эскизов спектаклей по  «Доктору Живаго» Бориса Пастернака, и  один из  эскизов перерос в  спектакль губахинской «Доминанты»; нынче же  куратор фестиваля Марина Зорина избрала другой формат: хореограф и  режиссёр из  Новосибирска Андрей Короленко занимался с  артистами физическим театром, а  режиссёр и  театральный педагог из  Москвы Олеся Невмержицкая проводила практикум по  контактной импровизации. Результаты оказались настолько эффектными, что  были показаны на  закрытии фестиваля, причём для  широкой публики  — любой желающий мог  прийти по  билету.

…Вот актёры из  разных театров, произвольно разбитые руководителем лаборатории на  пары, разыгрывают диалоги из  чеховской «Чайки», но  не  просто так  разыгрывают, а  выполняют указания «режиссёров»  — другой пары актёров, которые дают им  самые каверзные задания. Актёр, играющий Треплева, говорит: «Мы одни», а  вредный «режиссёр» добавляет: «Сказал он  и  сел  ей  на  плечи». Приходится «Треплеву» садиться на  плечи к  «Нине», которую её партнёрша-«режиссёр» заставляет после следующей реплики упасть на  спину, затем подбежать к  стене и  начать колотить по  ней, затем надавать «Треплеву» пощёчин…

Актёры должны всё это  не  просто выполнить, а  оправдать  — сыграть так, как  будто это  гениальнейшая постановка гениальнейшего режиссёра. Удивительно, но  получались очень своеобразные «Чайки», не  лишённые при  этом смысла! Зрители хохотали от  души, да  и  руководитель лаборатории Олеся Невмержицкая откровенно веселилась, довольная результатами.

Завершился вечер творческим отчётом другой лаборатории, где  под  руководством Андрея Короленко артисты учились взаимодействовать с  собственным телом и  друг с  другом, ощущать пространство и  себя в  нём, чувствовать партнёра и  так  далее. Был  показан красивый пластический перформанс, в  котором речь, пусть и  не  оформленная словами, шла  обо  всём самом прекрасном  — свободе, взаимопонимании, любви.

Каждый, кто  побывал в  эти  дни  в  Лысьве, понимает, насколько важен этот проект, в  проведении которого объединились Центр по  реализации проектов в  сфере культуры, Министерство культуры Пермского края и  Пермское отделение Союза театральных деятелей  РФ. Важен и  для  театров, и  для  зрителей. Следующий «Камский» должен состояться через  год. Очередь принимать фестиваль  — у  Чайковского театра драмы и  комедии, но  — вот  беда!  — его  здание стоит в  капитальном ремонте уже  далеко не  первый  год. Успеют ли  чайковцы подготовиться к  региональному событию, большой вопрос. Впрочем, в  Пермском крае достаточно театров, и  они  рады принимать гостей.

Юлия Баталина

Последние новости

Ремонт Дворца культуры «Мечта» продолжается

Руководители окружной администрации и депутаты Думы Кунгурского округа встретились с подрядчиком, чтобы узнать, какие работы ведутся сейчас по ремонту Дворца культуры «Мечта».

Мошенники могут представляться кем угодно

Мошенники могут представляться кем угодно

Коми-Пермяцкий театр выступит на международном фестивале комедии

Изображение: скрин из видео театра Коми-Пермяцкий национальный драматический театр со спектаклем «Матрёшки-Disco» примет участие в IV Моножанровом театральном фестивале «Комедiя-Фест»,

Ядрёна вошь! Откуда произошли пять забавных русских ругательств

Японский городовой! Ёкарный Бабай! Иностранец, который захочет изучить русский язык, знатно удивится, когда услышит эти забавные ругательства.

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Верхней Пышме, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *