Пламя Севера

Не впервые в репертуаре Пермского театра оперы и балета появляется вечер, состоящий из трёх одноактных балетов.

Пермский балет показал премьеру в  тёмных тонах и  стремительных темпах

Не  впервые в  репертуаре Пермского театра оперы и  балета появляется вечер, состоящий из  трёх одноактных балетов. Это  устоявшаяся практика: тройчатка Баланчина, тройчатка Стравинского, тройчатка «зимних» балетов… С  последней из  перечисленных танцевальных трилогий репертуарная новинка, предъявленная 21  октября, наиболее сходна: здесь все  произведения так  или  иначе связаны с  темнотой, холодом и  Севером; об  этом говорят названия  — «В тёмных тонах», Ultima Thule и  «Арктика».

  Андрей Чунтомов

Балетный вечер в  целом названия не  получил, в  качестве такового выступают фамилии хореографов  — «Севагин/Самодуров/Пимонов» (12+). Можно заподозрить продюсера Дмитрия Ренанского и  худрука Пермского балета Антона Пимонова в  отсутствии фантазии, но, думается, здесь другая подоплёка: перечисление фамилий  — это  декларация того, что  имя  постановщика само по  себе фирменный лейбл и  знак качества; знатоки идут на  имена, а  не  на  названия. Перечисление имён  — это  призыв запомнить их  на  будущее, ведь, по  замыслу авторов проекта, именно эти  люди суть будущее российского балета  — три  худрука трёх ведущих компаний: Московского музыкального театра имени Станиславского и  Немировича-Данченко (Максим Севагин), «УралБалета» (Вячеслав Самодуров) и  Пермского балета (Антон Пимонов).

Как  рассказал в  интервью «Новому компаньону» Антон Пимонов, за  художественное единство вечера отвечала художница Альона Пикалова, но  и  без  единства оформления что-то общее между тремя 20-минутными спектаклями прекрасно просматривается: у  трёх хореографов во  многом совпадают приёмы и  подходы, все  они  стараются «выжать» максимум возможностей из  неоклассики, не  впадая в  отвязный contemporary dance, все  они  демонстрируют балетные техники XXI века, показывая, какие цветы порождает сегодня побег стиля, проросший из  классического зерна сто  лет  назад.

Сумрачные и  северные названия балетов обманчивы: в  каждом из  них  энергия, пламень и  скорость. В  глубине этой «Арктики», в  сумраке этих «Тёмных тонов», в  контурах этих «Северных пределов Ойкумены» (Ultima Thule) находится источник жара, какой не  снился тропическому лету. Все  балеты сделаны в  максимально быстром темпе и  требуют от  исполнителей невероятной физической выносливости и  собранности. Кажется, будто Севагин, Самодуров и  Пимонов решили показать, что  в  наши дни  артисты балета нужны такие, каких во  времена Баланчина ещё не  делали.

  Андрей Чунтомов

Труппа справляется: блистательно выступает в  Ultima Thule прима Булган Рэнцэндорж, а  юная Диана Куцбах достойно выходит в  дуэте с  Георгием Еналдиевым в  «Арктике». Еналдиев в  очередной раз  доказал, что  ему  подвластны любые балетные жанры: начав карьеру как  яркий исполнитель характерных танцев, он  стал настоящим премьером в  классике и  вполне чувствует современные стили. Среди исполнителей много молодёжи, некоторые имена  — совсем новые; раз  уж  речь идёт о  «балете будущего», то  и  состав обращён в  ту  же  сторону.

«В тёмных тонах», поставленный на  музыку двух виолончельных концертов Вивальди, не  так  прост, как  может показаться на  первый взгляд. Лукавое, маньеристское заигрывание современной хореографии с  эстетикой барокко вмещает в  себя множество сюжетов и  графических фигур, традиционных для  танцевальных композиций, таких как, например, превращение дуэта в  треугольник; среди прочих персонажей выбивается девушка, которая существует в  контрапункте по  отношению и  к  общему хореографическому рисунку, и  к  музыкальной логике; её движения и  жесты вопиюще самостоятельны с  оттенком безумия. Что  это  — парафраз кульминационного эпизода «Жизели» или  ещё одно выражение барочного начала, причудливого по  определению?

Севагин заставляет зрителей вглядываться и  вдумываться: сценическое пространство, в  полном соответствии с  названием балета, погружено в  полумрак (художник по  свету  — Алексей Хорошев), балерины одеты в  стильные мини-кринолинчики (художник по  костюмам  — Анастасия Нефёдова), барокко и  XXI век  игриво перемешаны.

Вячеслав Самодуров в  своей Ultima Thule говорит, возможно, о  далёких и  загадочных, не  открытых ещё землях, но  точно не  северных, хотя бы  потому, что  живущий в  этой Ultima Thule народ разгуливает практически нагишом: художник по  костюмам Елена Трубецкова, в  прошлом  — солистка балета, решила облегчить коллегам сценическое существование и  обрядила их  в  телесные трико, не  сковывающие движения. Балет поставлен на  специально написанную музыку Владимира Раннева, яркую и  запоминающуюся, её даже можно назвать торжественной; однако движения и  вообще жизнь персонажей этой неведомой земли, напротив, причудливы и  непривычны. Речь идёт о  неведомой цивилизации, загадки которой не  раскроются для  зрителя в  полной мере.

Огромное внутреннее напряжение, контрасты, резкие перепады, рискованные переходы от  тьмы к  свету, который в  этом мини-спектакле стал одним из  главных героев (всё тот  же  Алексей Хорошев)… Внутри балета Самодурова живёт огромная страстная жизнь, которую нужно чувствовать и  не  нужно пересказывать словами. Это, безусловно, самый радикальный из  трёх балетов, а  музыка Владимира Раннева достойна отдельного вдумчивого разбора.

  Андрей Чунтомов

По  контрасту с  первыми двумя частями вечера «Арктика» Антона Пимонова выглядит понятной, прозрачной, размеренной и  умиротворяющей. Бодрые танцы, задиристые хвостики на  головах танцовщиц, костюмы в  теннисном стиле и  цветовое обозначение «команд»  — есть «жёлтые», «красные» и  «синие» (художник по  костюмам  — Татьяна Ногинова)  — вызывают ассоциации со  спортом. Те  же  цвета  — жёлтый, синий и  красный  — фигурируют на  сценическом заднике в  виде трёх кругов, пересекающихся, как  олимпийские кольца. Если две  первые части трилогии происходят в  «чёрном кабинете», то  третья  — в  белом, залитом светом пространстве.

Танцевальная лексика бодра и  минималистична в  полном соответствии со  специально написанной Антоном Светличным музыкой в  стилистике Стива Райха.

Антон Пимонов говорит, что  общий сюжет трёхчастного вечера  — движение от  тьмы к  свету, но  вернее будет  — от  загадки к  ясности.

  Андрей Чунтомов

Авторские одноактные балеты, объединённые в  трилогии,  — это  заметный тренд современного театра: подобные проекты выпустили и  Большой театр, и  МАМТ, а  «УралОпераБалет» ещё готовится, причём двое из  авторов  — те  же, что  и  в  Перми, только вместо Севагина  — другой знакомый пермякам Максим, Петров. На  фоне коллег пермский проект выглядит вполне достойно, а  уж  оркестр под  управлением Владимира Ткаченко просто, как  говорится, «отжёг». Совершенно справедливо, что  на  поклоны после первой части вышли солисты-виолончелисты Роман Ефимов и  Игорь Галкин, а  дирижёр, выйдя в  финале вечера, получил вполне заслуженные овации  — как  за  душевное исполнение Вивальди, так  и  за  эффектное освоение новой, буквально вчера написанной музыки.

Юлия Баталина

Последние новости

Ремонт Дворца культуры «Мечта» продолжается

Руководители окружной администрации и депутаты Думы Кунгурского округа встретились с подрядчиком, чтобы узнать, какие работы ведутся сейчас по ремонту Дворца культуры «Мечта».

Мошенники могут представляться кем угодно

Мошенники могут представляться кем угодно

Коми-Пермяцкий театр выступит на международном фестивале комедии

Изображение: скрин из видео театра Коми-Пермяцкий национальный драматический театр со спектаклем «Матрёшки-Disco» примет участие в IV Моножанровом театральном фестивале «Комедiя-Фест»,

Ядрёна вошь! Откуда произошли пять забавных русских ругательств

Японский городовой! Ёкарный Бабай! Иностранец, который захочет изучить русский язык, знатно удивится, когда услышит эти забавные ругательства.

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Якутске с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *