Пермь началась с Дмитрия и продолжилась Юрием Петровичем: шел Егоша к Егошихе
Мы никогда не узнаем, как звали речку на месте будущего пермского Первогорода охотники, поселившиеся на ее берегу полторы сотни веков назад.
Мы никогда не узнаем, как звали речку на месте будущего пермского Первогорода охотники, поселившиеся на ее берегу полторы сотни веков назад. От тех людей и стоянки-то не осталось – на ее месте теперь заправка ЛУКОЙЛа, а несколько тысяч каменных орудий-артефактов – в музее.
И как именовалось племя – неизвестно. Можно лишь предположить, и то шутки ради, что на их языке медведь был «бер», а мама – «ма», тогда и родовой тотем «медведица» или звездный ковш в ночном небе звучали бы как «бер-ма». Есть ведь гипотеза, что «пермь» – это «пер маа», т.е. «далекая земля». Так и вариант «медвежий угол» (бер маа) ничуть не хуже.
Впрочем, все это – домыслы, которые ничем конкретным не подтвердить. А вот почему та самая речка стала вдруг Егошихой, сумела достаточно убедительно объяснить Елена Николаевна Полякова, профессор кафедры теоретического и прикладного языкознания Пермского классического университета, доктор филологических наук, увы, скончавшаяся 8 декабря 2021 года в возрасте 89 лет.
В одной из ее замечательных книг, в труде «Старинные названия на карте Перми», изданном в ПГНИУ в 2013-м, есть совершенно знаковое для истории краевого центра упоминание некоего крестьянина Васьки Дмитриева с тремя детьми мужского пола, проживавшего, согласно писцовой книге 1623-24 годов в Нижних Муллах. И этот немолодой уже Василий, по тому же документу, являлся сыном Дмитрия по прозвищу Егоша.
Елена Николаевна поставила ударение на последний слог, поскольку Егоша – явно не производное от Егора, ведь имя у человека указано – Дмитрий. А вот кличку Егоза (Егоша – сохранилось в архангельских и вятских говорах) земляки вполне могли дать любителю сменить обстановку, не желавшему сидеть сиднем в деревне на хозяйстве. И очень даже вероятно, что было у Егоши любимое место – речушка, впадающая в Каму.
«Опять ушел Егоша на свою Егошиху», – наверняка шутили по этому поводу односельчане. Затем же... Самые любопытные и завидущие решили вдруг присоседиться, или волею Строгановых сие случилось, но на речке поселились постоянно и с семьями двое: Влас Карнаухов и Сергей Брюханов.
По «Переписной книге воеводы Прокопья Козмича Елизарова 7155 (1647) года» в вотчине Андрея Семеновича и Дмитрия Андреевича Строгановых располагался «Починок на реке Каме и на речке Егошихе, а в нем двор Власко Федотов сын Карнаухов»; рядом же в вотчине Петра Федоровича Строганова имелся «Починок на реке Каме и на речке Егошихе, а в нем крестьян: двор Сергейко Павлов сын Брюханов, у него дети: Климко да Ивашко».
Спустя 31 год в деревне уже значилось семь дворов, а мужчин – 26, включая Ивашку Верхоланцева с семьей. А в июле 1720-го в Казани случилось событие, по сути определившее дальнейшую судьбу еще небольшого населенного пункта. Об этом рассказывает документ, найденный в Свердловском областном архиве историком Михаилом Киселевым: как к Василию Татищеву, собиравшемуся на Урал выбирать место для медеплавильного завода, обратился перешедший в русскую службу капитан Ёран Берглин (Jоran Berglin) – из военнопленных шведов.
«Уведомился я, что Его царское величество требует служителей к делам горным, а я от младенчества моего взрос и обучился горных дел в Швеции при Фалянских медных заводах и потом служил в шведской армее, а при Полтаве пленен и 1719 г. принял я Его царского величества службу в казанской гварнизон при Каминганове полку и служу капитаном, а ныне имею охоту паки служит у горных дел, каким чином по достоинству моему <…> коллегия определит».
Уже 15 июля 1720-го казанский губернатор Салтыков разрешил Татищеву взять Берглина на службу. Годовой оклад шведу, обретшему с зачислением в экспедицию имя Юрья Петрович, положили 66 рублей, а еще через три года он получал уже 180 – как первый управляющий Егошихинского завода, заложенного 4 мая (15-го по новому стилю) 1723-го. Годы спустя его сын Юрий Юрьевич Берглин спас завод от сожжения восставшими башкирами, а «первый директор Мотовилихи» угодил под следствие. Но об этом будет рассказано позже. Пока же:
«И по определению ево, генерала лейтенанта, – писал про себя Вильгельм де Геннин, – оной завод начат строить маия 4-го дня 1723-го году и построен по генварь месяц 1724-го году.
При том заложении был артиллерии капитан Татищев, а у строения были из швецкой нации капитан Берглин, да с ним взятой с Олонецких Петровских заводов саксонец старшей плавильной мастер Цымерман.
Оной завод строен по наряду Кунгурского уезда крестьянами разных сел и деревень и наемными людьми, а плачено им было на день по 3½ и по 4 и до 6 копеек». (де Геннин. Описание Уральских и Сибирских заводов. 1735).
Юрий Токранов
Фото предоставлено Геннадием Воженниковым.
(Продолжение следует)
Последние новости
Судебная реформа России: события в Соликамске
Студенты колледжа знакомятся с современными методами судебного разбирательства.
В Перми начальник НКО обвиняется в получении взятки
Прокуратура утвердила обвинительное заключение в отношении руководителя общественной организации.
XI Пермский краевой семейный форум: фестиваль новогоднего досуга
В этом году форум обещает стать ярким праздником для всей семьи.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку