«Не плакать, не радоваться, но понимать»

В Пермской художественной галерее открылась выставка «Калло — гравёр эпохи мушкетёров» Это выставка (6+) об одном из важнейших видов изобразительного искусства — графике;

В Пермской художественной галерее открылась выставка «Калло — гравёр эпохи мушкетёров»

Это  выставка (6+) об  одном из  важнейших видов изобразительного искусства  — графике; экспозиция тематически «рифмуется» с  проходящей в  соседних залах детской выставкой «Чёрно-белое расследование». Это  знакомство с  одним из  тех  художников, которые разрабатывали новые графические техники и  развивали изобразительные возможности графики. Кроме того, это  «портал» в  волнующую до  сих  пор, эмоционально отображённую в  литературе эпоху Тридцатилетней войны, которую историки называют одной из  тех  общеевропейских войн, которые стали прообразами мировых войн ХХ  века.

Жак  Калло был  французом  — по  нашим меркам, но  для  XVII века он  принадлежал к  другой национальности, ибо  его  родная Лотарингия была в  то  время отдельным государством. В  период перехода от  феодальной раздробленности к  абсолютизму Лотарингии досталось чуть ли  не  больше всех, война прокатилась по  ней  особенно жестоко. Ужасы войны породили особое мироощущение раннего барокко  — причудливое, жуткое и  мистическое: только так  можно было принять и  обосновать ту  гигантскую несправедливость, которую человечество творило с  самим собой. В  творчестве Калло это  мироощущение выражено в  полной мере, хотя, как  справедливо считает куратор выставки Игорь Мартынов, художник, переросший маньеризм, не  ушёл полностью в  барокко  — оно  для  него было слишком декоративным. Место Калло в  истории искусств уникально, он  вне  канонов.

Наследие Калло огромно: после него осталось около 1500 оригинальных гравюр, причём бо́льшая их  часть находится в  российских музеях  — в  Эрмитаже и  в  ГМИИ  им. Пушкина. Место Пермской галереи с  18  работами художника в  коллекции, казалось бы, более чем  скромно, однако при  знакомстве с  экспозицией выясняется, что  в  пермском собрании представлены все  важнейшие серии и  темы творчества Калло: здесь есть две  из  четырёх известных гравюр «цыганской» серии, есть несколько театральных эскизов, есть довольно много офортов из  серии «Каприччи»  — таких крошечных, что  посетители наверняка были бы  благодарны галерее, если бы  она  поместила их  под  лупу, ведь рассматривание всех деталей этих практически ювелирно тонких шедевров  — особое наслаждение! «Каприччи»  — важнейшая серия в  наследии художника, ведь он  в  ней  открыл и  утвердил в  искусстве целый жанр «каприса». Есть в  экспозиции и  поздние работы мастера, посвящённые религиозной тематике,  — 400  лет  спустя их  могли бы  назвать сюрреалистическими.

Игорь Мартынов, заведующий отделом западноевропейского искусства Пермской художественной галереи, куратор выставки:

— Своей изящной иглой Калло отправил жить на  крохотные листочки бумаги десятки и  сотни персонажей: бретёры и  мушкетёры, ландскнехты и  крестьяне, актёры комедии дель арте и  пауперы разных мастей. В  его  графических миниатюрах намертво слиты макромир и  микроформа, здесь всё равно всему: сакральное и  светское, ярмарки и  война, казни и  турниры. Оптика Калло  — плод трезвого наблюдения и  размышления стороннего свидетеля, не  обольщающегося действительностью, но  и  не  сочувствующего ей, а  лишь стремящегося к  её познанию. «Не плакать, не  радоваться, но  понимать»  — этот завет Спинозы как  бы  является символом веры и  для  искусства Калло.

Гравюры из  серии «Бедствия войны» разместились во  втором зале выставки, посвящённом эпохе Калло. В  центре экспозиции  — огромный офорт «Осада Ля  Рошели», напечатанный на  шести листах. В  пермской коллекции этой гравюры нет  — представлена репродукция. Художник Максим Нурулин построил по  обе  стороны от  этой могучей работы по  небольшому бастиону, над  одним из  них  возвышается нарисованная алебарда с  кружевным платком Атоса… Так  творчество Калло входит в  литературный контекст, потому что  литература о  Тридцатилетней войне  — ещё один важнейший элемент экспозиции.

Экспозиция «Гравёра эпохи мушкетёров» знакомит не  только с  графикой, но  и  с  множеством других произведений, которые редко покидают запасники: например, с  серебряными пиастрами  — монетами, о  которых можно написать приключенческий роман, или  с  потрясающим «портретным» фарфором с  изображениями исторических персон, или  с  западноевропейскими живописными миниатюрами, например, портретами отдыхающих мушкетёров  — это  картины неизвестного художника, однако при  реставрации были найдены инициалы автора, так  что, возможно, им  ещё предстоит атрибуция.

В  центре главного зала находится ещё один артефакт  — инсталляция пермского художника Олега Филимонова «Трофей»: это  три  скрещённые ржавые шпаги, в  перекрестье которых покоится пушечное ядро. На  самом деле это  — старинное строительное железо, собранное при  демонтаже мастерских на  территории «Завода Шпагина». Смыслов  — масса, и  сам  факт присутствия в  экспозиции произведения современного искусства придаёт ей  глубину и  многозначительность.

Последний зал  посвящён позднему творчеству Калло и  его  последователям. Здесь есть, конечно же, офорты Гойи из  серии «Бедствия войны», написанные под  явным влиянием Калло, но  фокус внимания  — на  поздних работах гравёра, в  первую очередь, конечно же, на  «Искушении Святого Антония», большой гравюре, буйная фантазия которой составила бы  честь Босху или  Брейгелю. Сам  по  себе процесс рассматривания подобных вещей  — многофигурных, вырезанных с  ювелирной тщательностью в  проработке деталей,  — огромное зрительское удовольствие, но  Игорь Мартынов ещё и  показывает, что  композиция офорта выстроена по  законам «золотого сечения», по  всем канонам гармонии в  изобразительном искусстве. При  тщательном знакомстве с  экспозицией зритель поймёт, что  жуткие фантазии в  изображении житийного сюжета о  святом  — покровителе Лотарингии  — это  не  просто сказка и  причуда художника, а  большая, многослойная аллегория о  войне, христианстве и  человеческой стойкости.

< Юлия Баталина

Последние новости

Ремонт Дворца культуры «Мечта» продолжается

Руководители окружной администрации и депутаты Думы Кунгурского округа встретились с подрядчиком, чтобы узнать, какие работы ведутся сейчас по ремонту Дворца культуры «Мечта».

Мошенники могут представляться кем угодно

Мошенники могут представляться кем угодно

Коми-Пермяцкий театр выступит на международном фестивале комедии

Изображение: скрин из видео театра Коми-Пермяцкий национальный драматический театр со спектаклем «Матрёшки-Disco» примет участие в IV Моножанровом театральном фестивале «Комедiя-Фест»,

Ядрёна вошь! Откуда произошли пять забавных русских ругательств

Японский городовой! Ёкарный Бабай! Иностранец, который захочет изучить русский язык, знатно удивится, когда услышит эти забавные ругательства.

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Наро-Фоминске, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *