Красный Ясыл Ординского округа – благодать для мастеров-камнерезов

Автор: Светлана Перминова корреспондент Отец и сын Павел и Никита Лесниковы.

Автор:  Светлана Перминова корреспондент

Отец и сын Павел и Никита Лесниковы. Фото: Светлана Перминова.

Здесь расцветают творческие индивидуальности и вырастают целые династии художников-скульпторов. Как, например, семья Лесниковых.

«Понял, что моё»

Елена и Павел Лесниковы живут в Красном Ясыле 40 лет. Павел сколько себя помнит, любил рисовать. Задолго до школы старательно выводил по точечкам прописные буквы и твёрдо знал, что станет художником. Да и вся семья мальчика, включая двух его братьев, помечена божьей искрой. Поступать в Кунгурское художественное училище Павел приехал из Коми округа с отцом. Мест на отделении художников-оформителей уже не осталось, и парню предложили камнерезное. Паша с лёгкостью согласился, не обращая внимания на расстроенного отца. Тот, разглядывая выставку работ студентов-камнерезов, то и дело руками всплёскивал: «Не, Пашко, поехали домой, не сможешь ты так».

«Пашко», однако, думал иначе. Хотя и пошёл на камнереза вынужденно, очень скоро ему понравилось. «Понял, что моё, — говорит камнерез. – Так навострился, что пока все одну скульптуру режут, я – две-три».

Тепло прищурясь, Павел с улыбкой вспоминает дорогих сердцу преподавателей «художки»: Виктора Павловича Аршука, Ивана Тимофеевича Овчинникова, Владимира Владимировича Нелюбина, Анатолия Васильевича Овчинникова, Степана Степановича Кривощёкова.

Творческая родина

Елена родом из Кургана. Её отец, художник-самоучка, видимо, передал свой дар дочери. После школы девушка поступила в Абрамцевское художественное училище. О красноясыльском камнерезном комбинате Елена узнала от своего преподавателя Виктора Прокопьевича Синявина. Он начинал работать в кунгурской «художке» и был учеником самого Ивана Стулова.

Всецело доверяя Учителю, Елена стала стремиться попасть на практику в Красный Ясыл. Здесь, на камнерезном комбинате, они и встретились, Павел и Елена. За сотни километров от родного дома. Встретились, чтобы сделать Красный Ясыл творческой родиной для себя и своих детей.

На Уральском камнерезе супруги проработали вместе год, до рождения первенца Полины. Поначалу Павел рвался на родину в Коми. В то же время и он, и Елена понимали, что лучшего места, чем Красный Ясыл, для мастеров не найти.

- Всё тут под рукой, — говорит Елена. – Даже если не платят, как было после перестройки, всё равно надо работать. Руки чтобы не забывали. Что музыкант, что художник не должен терять навыка.

Природа подскажет

Лесниковы единодушны в творческих принципах. Выбирая материал для будущей скульптуры, они исходят из первоначальной красоты камня.

- Камень должен оставаться красивым на каждом этапе работы с ним, — подчёркивают Лесниковы. – Если выберешь камень некрасивый, неуклюжий, как его ни обрабатывай, эта первоначальная форма всё равно будет проглядывать и уродовать замысел. Поэтому первое дело – выбрать красивый камень. А когда увидел, поступай, как говорил великий Микеланджело: «Я беру камень и отсекаю всё лишнее».

- Надо чувствовать камень, видеть и ощущать его пластику. Для нас главная задача – раскрыть его красоту, продолжает Елена.- Самому так не придумать, как природа подсказывает. Поэтому второй важный момент – работая с камнем, нужно знать меру. Переусердствуешь – и заполируешь камень до керамики или зачернишь до металла. Камня и не видно вовсе. Готовая работа не должна быть «сырой», но и нельзя её доводить её до совершенной законченности. Маленькие шероховатости лишь придают ценность работе. Это хорошо понимают специалисты.

Не переборщить

Чтобы вовремя остановиться, Елена постоянно спрашивает себя и мужа: «Я не переработала? Не скатилась в лубок?». Ещё один верный знак того, что пора прекращать – если нравится своя работа – бросай! Потому что в этом состоянии перестаёшь видеть ошибки. Кроме того, переработка вредит и художнику, считает Елена.

- Есть научно обоснованные данные, что после двух часов непрерывной работы продуктивность труда резко падает, — констатирует мастер. – Поэтому, как только прошло два часа, что бы там ни было – полёт-не полёт – вставай и оставляй работу. Иначе только напортишь.

Впрочем, для того чтобы изваять мелкую пластику, мастерам достаточно пары часов. Готовые скульптуры на полировку, гравировку Елена и Павел зачастую отдают сыну Никите. Он единственный из троих детей Лесниковых, окончив академию живописи, вернулся в лоно семьи. Так творческий дуэт Лесниковых стал трио. И каждый участник этого союза мастеров самобытен.

- Паша работает быстро, будто торопится куда-то, — рассказывает Елена. – Потом остановится. Отложит работу. Через некоторое время вернётся – и переделает.

Эту «поспешность» Павла легко объяснить 12-ю годами работы на камнерезном комбинате. Там процесс был поставлен на поток.

- Поток очень опасен, — говорит Павел. – Резчики на заводе могут по несколько лет изготавливать одну скульптуру. Работают уже не глядя – руки наизусть всё выучили. Поэтому и не любят, когда заказ меняется.

- Сделаешь даже только двух-трёх медведей, начинаешь резать что-то другое, а у тебя всё равно медведь получатся, — подтверждает Никита.

Медведи медведями, а если кроме шуток, то любимый персонаж Павла теперь живёт в самом Кремле. Скульптуру медведя больше полуметра высотой, выполненную Павлом Лесниковым, тогдашний гендиректор «Уральского камнереза» Игорь Осатюк вручил в подарок в начале 2000-х самому Путину. Тот приезжал в Пермь с визитом.

Досье:

Павел Алексеевич Лесников

1986-1998 г. – резчик по камню на заводе «Уральский камнерез». Участник творческой группы.

Участник ежегодных фестивалей камнерезов в Красном Ясыле. В 2021 году 1 место в номинации «Скульптура малой формы. Сложные композиции».

Елена Ивановна Лесникова

1987-1988 г. – художник на заводе «Уральский камнерез».

2008-2012 г. – педагог Красноясыльского филиала Ординской ДШИ.

Никита Павлович Лесников

Выпускник Уральского филиала Российской Академии живописи ваяния и зодчества Ильи Глазунова.

Неоднократный победитель и призёр фестивалей ледовых скульптур в Пермском крае, ежегодных фестивалей камнерезов в Красном Ясыле. В 2021 году в номинации «Скульптура малой формы. Тема человека» — 1 место. В номинации «Скульптура малой формы. Сложные композиции» — 2 место.

Камень-соска

- Если Пашу надо осаживать в работе, то Никиту, напротив, приходится подгонять, — продолжает Елена. — Академия наложила на него свой отпечаток – приходится этот академизм из него вытравливать. Я всё-таки считаю, что образование нужно получать последовательно: сначала среднее специальное, а затем уже высшее. Потому что в техникумах, колледжах преподаватели вкладывают именно умения, профессионализм. С этим багажом учиться в вузе гораздо проще.

«Багаж» Никиты Лесникова позволил юноше поступить в академию живописи на кафедру скульптуры сразу после окончания школы. До того Никита четыре года занимался в красноясыльской школе искусств, где Елена Ивановна пять лет преподавала историю искусств, лепку, рисунок, живопись.

- Для меня камень как соска, — смеётся Никита, который освоил резьбу по камню в семь лет.

Впрочем, у Лесниковых все дети одарённые: Алексей хорошо рисует, Полина отменно рукодельничает, вышивая фантазийные орнаменты. И для Елены нет дороже вещиц, расписанных когда-то детскими пальчиками...

О селените и не только

Туристы, наслышанные об уникальном местном камне селените, приезжая в Красный Ясыл, первым делом начинают хвататься без разбора за работы местных мастеров: «Это селенит? А это?».

- На самом деле, скульпторы не любят работать с селенитом, — делится Елена Лесникова. – По структуре он колкий, непластичный. Вот уж где семь раз отмеришь, один отрежешь. Лучшие скульптуры из селенита – простые. Рыбки, котята, яйца… В простых формах он раскрывается.

Добыть рабочий камень, любой – для камнерезов отдельная проблема. Можно порыться в отвалах. Или коллеги, работающие с крупными формами, отдадут осколки. Частники предлагают.

- Очень плохо с материалом, — признаётся Елена. – Когда-то давно камень добывали с большим уважением к природе: в породе высверливают отверстия, куда заливают воду. Она на морозе замерзает и раскалывает камень цельным куском. А сейчас не особо заморачиваются, добывают кувалдой или взрывчаткой. Весь камень с «треской». В руки возьмёшь – вроде целый. Начинаешь работать – раскалывается, — объясняет мастер. – Потому сейчас селенит и расписывают, что он «в треску». Если и попадётся чистенький камушек, то это большая редкость.

- В кальците если обнаружится трещинка, — делится Павел, — бориком проходишься, клеем замазываешь – под прожилку маскируешь… Плохо, что камень сейчас варварским способом добывают.

В слиянии с природой

Немало у камнерезов Лесниковых секретов мастерства. Очередной – не жди вдохновения. Садись и работай. Вдохновение придёт в процессе. А он непростой. Когда «въезжаешь» в работу, то что ты думаешь, что чувствуешь – всё в ней отражается.

А ещё мастеру ну никак без природы. В ней Лесниковы черпают идеи и образы будущих скульптур. Павел с Никитой заядлые рыбаки. В сезон по два раза в день умудряются на Ирень сгонять.

- Вообще, каждый мастер или рыбак, или охотник, — рассказывает Елена. — Потому что скульптор должен знать анатомию животных в совершенстве.

И вспоминает, как на фестиваль камнерезов приехали студенты художественной академии, привычные ваять человеческие скульптуры, и попробовали себя в анималистике: «Начинают резать – у них из шеи ноги, из спины рога…».

Искусство Лесниковых сливаться с природой и говорить с камнем на одном языке иллюстрируют их работы. На полках в мастерской практически все представители животного мира. И в этом огромном многообразии нет повторяющихся поз, выражений мордочек, характеров. Что? Поток? Не, не слышали.

Комментарий эксперта

Татьяна Нелюбина, потомственный скульптор-камнерез, член Союза художников России, член жюри фестиваля камнерезов в Красном Ясыле:

- Я приятно удивлена, не ожидала встретиться с такими мастерами. Интересные работы! Тут думаю, размышлять о ремесле и искусстве даже излишне. В каждой работе чувствуется ДУША. Да, здесь есть именно то, что вдохнул Бог когда-то в глиняного человечка.

Важно, что в работах Павла Алексеевича ощущаются именно коми-пермяцкие корни. Во многих работах это есть. Такой ненавязчивый наив. Как я понимаю, делается это мастерами сознательно.

Композицию «Лошадь с жеребёнком» я бы выделила. Мне она показалась эталонной. Здесь всё изящно, и пропорции, и трактовка форм, и отделка, а самое главное, жизнь внутри каждой фигуры и их общение между собой.

Блиц

Если не камнерез, то…

Павел: — Только камнерез или художник. Больше ничего не умею.

Елена: — Окончила бы физмат – есть такие способности.

Никита: — Может быть, садоводом – в деда.

Резьба по камню – ремесло или искусство?

Единодушно: — Конечно, искусство!

Павел: — Искушение в первую очередь. Ой, сколько искушения! Выбираешь камень для работы. Сколько раз один и тот же возьмёшь – отбросишь. Снова возьмёшь – отбросишь. Он уж от твоих рук заполировался. А всё одно к нему тянет. Ну, сдашься, возьмёшь. Начнёшь резать, а он раз – и раскололся…

Любимый камень?

Елена, Никита: — Ангидрит.

Павел: — Кальцит.

Работы, которые особенно нравятся?

Никита: — Конечно, у каждого из нас есть работы, которые особенно дороги. При этом мы понимаем, что сложно объективно судить свои работы – нужен взгляд со стороны. Могу сказать лишь о «внутрисемейных» симпатиях. Мне, например, нравятся мамина «Дюймовочка» и папина «Сова». А маме нравится моя «Лягушка». В любом случае всё это субъективно.

Конкурируете ли вы между собой как мастера?

Елена: — Скорее, наоборот. Мы друг другу помогаем. Ведь пока работаешь над одной скульптурой, глаз замыливается. Поэтому взгляд со стороны очень важен. Более того, если заказ срочный, меняемся работами и исправляем ошибки друг друга, если они есть.

Кредо мастера?

- Талант нужно беречь. Его нельзя разменивать на заведомо безвкусные вещи.

Последние новости

Ремонт Дворца культуры «Мечта» продолжается

Руководители окружной администрации и депутаты Думы Кунгурского округа встретились с подрядчиком, чтобы узнать, какие работы ведутся сейчас по ремонту Дворца культуры «Мечта».

Мошенники могут представляться кем угодно

Мошенники могут представляться кем угодно

Коми-Пермяцкий театр выступит на международном фестивале комедии

Изображение: скрин из видео театра Коми-Пермяцкий национальный драматический театр со спектаклем «Матрёшки-Disco» примет участие в IV Моножанровом театральном фестивале «Комедiя-Фест»,

Ядрёна вошь! Откуда произошли пять забавных русских ругательств

Японский городовой! Ёкарный Бабай! Иностранец, который захочет изучить русский язык, знатно удивится, когда услышит эти забавные ругательства.

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Славянске-на-Кубани, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *