18.03.2022

Красный Ясыл Ординского округа – благодать для мастеров-камнерезов

Автор: Светлана Перминова корреспондент Отец и сын Павел и Никита Лесниковы.

Автор:  Светлана Перминова корреспондент

Отец и сын Павел и Никита Лесниковы. Фото: Светлана Перминова.

Здесь расцветают творческие индивидуальности и вырастают целые династии художников-скульпторов. Как, например, семья Лесниковых.

«Понял, что моё»

Елена и Павел Лесниковы живут в Красном Ясыле 40 лет. Павел сколько себя помнит, любил рисовать. Задолго до школы старательно выводил по точечкам прописные буквы и твёрдо знал, что станет художником. Да и вся семья мальчика, включая двух его братьев, помечена божьей искрой. Поступать в Кунгурское художественное училище Павел приехал из Коми округа с отцом. Мест на отделении художников-оформителей уже не осталось, и парню предложили камнерезное. Паша с лёгкостью согласился, не обращая внимания на расстроенного отца. Тот, разглядывая выставку работ студентов-камнерезов, то и дело руками всплёскивал: «Не, Пашко, поехали домой, не сможешь ты так».

«Пашко», однако, думал иначе. Хотя и пошёл на камнереза вынужденно, очень скоро ему понравилось. «Понял, что моё, — говорит камнерез. – Так навострился, что пока все одну скульптуру режут, я – две-три».

Тепло прищурясь, Павел с улыбкой вспоминает дорогих сердцу преподавателей «художки»: Виктора Павловича Аршука, Ивана Тимофеевича Овчинникова, Владимира Владимировича Нелюбина, Анатолия Васильевича Овчинникова, Степана Степановича Кривощёкова.

Творческая родина

Елена родом из Кургана. Её отец, художник-самоучка, видимо, передал свой дар дочери. После школы девушка поступила в Абрамцевское художественное училище. О красноясыльском камнерезном комбинате Елена узнала от своего преподавателя Виктора Прокопьевича Синявина. Он начинал работать в кунгурской «художке» и был учеником самого Ивана Стулова.

Всецело доверяя Учителю, Елена стала стремиться попасть на практику в Красный Ясыл. Здесь, на камнерезном комбинате, они и встретились, Павел и Елена. За сотни километров от родного дома. Встретились, чтобы сделать Красный Ясыл творческой родиной для себя и своих детей.

На Уральском камнерезе супруги проработали вместе год, до рождения первенца Полины. Поначалу Павел рвался на родину в Коми. В то же время и он, и Елена понимали, что лучшего места, чем Красный Ясыл, для мастеров не найти.

- Всё тут под рукой, — говорит Елена. – Даже если не платят, как было после перестройки, всё равно надо работать. Руки чтобы не забывали. Что музыкант, что художник не должен терять навыка.

Природа подскажет

Лесниковы единодушны в творческих принципах. Выбирая материал для будущей скульптуры, они исходят из первоначальной красоты камня.

- Камень должен оставаться красивым на каждом этапе работы с ним, — подчёркивают Лесниковы. – Если выберешь камень некрасивый, неуклюжий, как его ни обрабатывай, эта первоначальная форма всё равно будет проглядывать и уродовать замысел. Поэтому первое дело – выбрать красивый камень. А когда увидел, поступай, как говорил великий Микеланджело: «Я беру камень и отсекаю всё лишнее».

- Надо чувствовать камень, видеть и ощущать его пластику. Для нас главная задача – раскрыть его красоту, продолжает Елена.- Самому так не придумать, как природа подсказывает. Поэтому второй важный момент – работая с камнем, нужно знать меру. Переусердствуешь – и заполируешь камень до керамики или зачернишь до металла. Камня и не видно вовсе. Готовая работа не должна быть «сырой», но и нельзя её доводить её до совершенной законченности. Маленькие шероховатости лишь придают ценность работе. Это хорошо понимают специалисты.

Не переборщить

Чтобы вовремя остановиться, Елена постоянно спрашивает себя и мужа: «Я не переработала? Не скатилась в лубок?». Ещё один верный знак того, что пора прекращать – если нравится своя работа – бросай! Потому что в этом состоянии перестаёшь видеть ошибки. Кроме того, переработка вредит и художнику, считает Елена.

- Есть научно обоснованные данные, что после двух часов непрерывной работы продуктивность труда резко падает, — констатирует мастер. – Поэтому, как только прошло два часа, что бы там ни было – полёт-не полёт – вставай и оставляй работу. Иначе только напортишь.

Впрочем, для того чтобы изваять мелкую пластику, мастерам достаточно пары часов. Готовые скульптуры на полировку, гравировку Елена и Павел зачастую отдают сыну Никите. Он единственный из троих детей Лесниковых, окончив академию живописи, вернулся в лоно семьи. Так творческий дуэт Лесниковых стал трио. И каждый участник этого союза мастеров самобытен.

- Паша работает быстро, будто торопится куда-то, — рассказывает Елена. – Потом остановится. Отложит работу. Через некоторое время вернётся – и переделает.

Эту «поспешность» Павла легко объяснить 12-ю годами работы на камнерезном комбинате. Там процесс был поставлен на поток.

- Поток очень опасен, — говорит Павел. – Резчики на заводе могут по несколько лет изготавливать одну скульптуру. Работают уже не глядя – руки наизусть всё выучили. Поэтому и не любят, когда заказ меняется.

- Сделаешь даже только двух-трёх медведей, начинаешь резать что-то другое, а у тебя всё равно медведь получатся, — подтверждает Никита.

Медведи медведями, а если кроме шуток, то любимый персонаж Павла теперь живёт в самом Кремле. Скульптуру медведя больше полуметра высотой, выполненную Павлом Лесниковым, тогдашний гендиректор «Уральского камнереза» Игорь Осатюк вручил в подарок в начале 2000-х самому Путину. Тот приезжал в Пермь с визитом.

Досье:

Павел Алексеевич Лесников

1986-1998 г. – резчик по камню на заводе «Уральский камнерез». Участник творческой группы.

Участник ежегодных фестивалей камнерезов в Красном Ясыле. В 2021 году 1 место в номинации «Скульптура малой формы. Сложные композиции».

Елена Ивановна Лесникова

1987-1988 г. – художник на заводе «Уральский камнерез».

2008-2012 г. – педагог Красноясыльского филиала Ординской ДШИ.

Никита Павлович Лесников

Выпускник Уральского филиала Российской Академии живописи ваяния и зодчества Ильи Глазунова.

Неоднократный победитель и призёр фестивалей ледовых скульптур в Пермском крае, ежегодных фестивалей камнерезов в Красном Ясыле. В 2021 году в номинации «Скульптура малой формы. Тема человека» — 1 место. В номинации «Скульптура малой формы. Сложные композиции» — 2 место.

Камень-соска

- Если Пашу надо осаживать в работе, то Никиту, напротив, приходится подгонять, — продолжает Елена. — Академия наложила на него свой отпечаток – приходится этот академизм из него вытравливать. Я всё-таки считаю, что образование нужно получать последовательно: сначала среднее специальное, а затем уже высшее. Потому что в техникумах, колледжах преподаватели вкладывают именно умения, профессионализм. С этим багажом учиться в вузе гораздо проще.

«Багаж» Никиты Лесникова позволил юноше поступить в академию живописи на кафедру скульптуры сразу после окончания школы. До того Никита четыре года занимался в красноясыльской школе искусств, где Елена Ивановна пять лет преподавала историю искусств, лепку, рисунок, живопись.

- Для меня камень как соска, — смеётся Никита, который освоил резьбу по камню в семь лет.

Впрочем, у Лесниковых все дети одарённые: Алексей хорошо рисует, Полина отменно рукодельничает, вышивая фантазийные орнаменты. И для Елены нет дороже вещиц, расписанных когда-то детскими пальчиками...

О селените и не только

Туристы, наслышанные об уникальном местном камне селените, приезжая в Красный Ясыл, первым делом начинают хвататься без разбора за работы местных мастеров: «Это селенит? А это?».

- На самом деле, скульпторы не любят работать с селенитом, — делится Елена Лесникова. – По структуре он колкий, непластичный. Вот уж где семь раз отмеришь, один отрежешь. Лучшие скульптуры из селенита – простые. Рыбки, котята, яйца… В простых формах он раскрывается.

Добыть рабочий камень, любой – для камнерезов отдельная проблема. Можно порыться в отвалах. Или коллеги, работающие с крупными формами, отдадут осколки. Частники предлагают.

- Очень плохо с материалом, — признаётся Елена. – Когда-то давно камень добывали с большим уважением к природе: в породе высверливают отверстия, куда заливают воду. Она на морозе замерзает и раскалывает камень цельным куском. А сейчас не особо заморачиваются, добывают кувалдой или взрывчаткой. Весь камень с «треской». В руки возьмёшь – вроде целый. Начинаешь работать – раскалывается, — объясняет мастер. – Потому сейчас селенит и расписывают, что он «в треску». Если и попадётся чистенький камушек, то это большая редкость.

- В кальците если обнаружится трещинка, — делится Павел, — бориком проходишься, клеем замазываешь – под прожилку маскируешь… Плохо, что камень сейчас варварским способом добывают.

В слиянии с природой

Немало у камнерезов Лесниковых секретов мастерства. Очередной – не жди вдохновения. Садись и работай. Вдохновение придёт в процессе. А он непростой. Когда «въезжаешь» в работу, то что ты думаешь, что чувствуешь – всё в ней отражается.

А ещё мастеру ну никак без природы. В ней Лесниковы черпают идеи и образы будущих скульптур. Павел с Никитой заядлые рыбаки. В сезон по два раза в день умудряются на Ирень сгонять.

- Вообще, каждый мастер или рыбак, или охотник, — рассказывает Елена. — Потому что скульптор должен знать анатомию животных в совершенстве.

И вспоминает, как на фестиваль камнерезов приехали студенты художественной академии, привычные ваять человеческие скульптуры, и попробовали себя в анималистике: «Начинают резать – у них из шеи ноги, из спины рога…».

Искусство Лесниковых сливаться с природой и говорить с камнем на одном языке иллюстрируют их работы. На полках в мастерской практически все представители животного мира. И в этом огромном многообразии нет повторяющихся поз, выражений мордочек, характеров. Что? Поток? Не, не слышали.

Комментарий эксперта

Татьяна Нелюбина, потомственный скульптор-камнерез, член Союза художников России, член жюри фестиваля камнерезов в Красном Ясыле:

- Я приятно удивлена, не ожидала встретиться с такими мастерами. Интересные работы! Тут думаю, размышлять о ремесле и искусстве даже излишне. В каждой работе чувствуется ДУША. Да, здесь есть именно то, что вдохнул Бог когда-то в глиняного человечка.

Важно, что в работах Павла Алексеевича ощущаются именно коми-пермяцкие корни. Во многих работах это есть. Такой ненавязчивый наив. Как я понимаю, делается это мастерами сознательно.

Композицию «Лошадь с жеребёнком» я бы выделила. Мне она показалась эталонной. Здесь всё изящно, и пропорции, и трактовка форм, и отделка, а самое главное, жизнь внутри каждой фигуры и их общение между собой.

Блиц

Если не камнерез, то…

Павел: — Только камнерез или художник. Больше ничего не умею.

Елена: — Окончила бы физмат – есть такие способности.

Никита: — Может быть, садоводом – в деда.

Резьба по камню – ремесло или искусство?

Единодушно: — Конечно, искусство!

Павел: — Искушение в первую очередь. Ой, сколько искушения! Выбираешь камень для работы. Сколько раз один и тот же возьмёшь – отбросишь. Снова возьмёшь – отбросишь. Он уж от твоих рук заполировался. А всё одно к нему тянет. Ну, сдашься, возьмёшь. Начнёшь резать, а он раз – и раскололся…

Любимый камень?

Елена, Никита: — Ангидрит.

Павел: — Кальцит.

Работы, которые особенно нравятся?

Никита: — Конечно, у каждого из нас есть работы, которые особенно дороги. При этом мы понимаем, что сложно объективно судить свои работы – нужен взгляд со стороны. Могу сказать лишь о «внутрисемейных» симпатиях. Мне, например, нравятся мамина «Дюймовочка» и папина «Сова». А маме нравится моя «Лягушка». В любом случае всё это субъективно.

Конкурируете ли вы между собой как мастера?

Елена: — Скорее, наоборот. Мы друг другу помогаем. Ведь пока работаешь над одной скульптурой, глаз замыливается. Поэтому взгляд со стороны очень важен. Более того, если заказ срочный, меняемся работами и исправляем ошибки друг друга, если они есть.

Кредо мастера?

- Талант нужно беречь. Его нельзя разменивать на заведомо безвкусные вещи.

Последние новости

Дмитрий Махонин провел в Перми рабочую встречу с делегацией Республики Беларусь

Губернатор Пермского края Дмитрий Махонин и посол Республики Беларусь в Российской Федерации Дмитрий Крутой обсудили перспективы сотрудничества в ходе рабочей встречи.

Медаль чемпионата России по скалолазанию

Пермячка Елизавета Гребеньщикова стала призером чемпионата России по скалолазанию.

Кредитный договор, оформленный в результате мошеннических действий, признан незаключенным

Жительница Пермского края обратилась в суд с исковым заявлением о признании кредитного договора незаключенным, возложении обязанности, взыскании морального вреда.

Card image

Сравнение гофрокартона с другими материалами упаковки по целому ряду параметров

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *