К вопросу о кладах адмирала: Камская флотилия Колчака сгорела в речном пожаре 1919 года
В рамках заявленных мероприятий по очистке дна прикамских рек от затонувших кораблей проводятся работы Центра подводных исследований Российского географического общества.
В рамках заявленных мероприятий по очистке дна прикамских рек от затонувших кораблей проводятся работы Центра подводных исследований Российского географического общества. И первые результаты на днях будут озвучены .
Но не стоит ожидать от подъема остовов судов обнаружения каких-либо кладов. Ведь пресловутая Камская флотилия адмирала Колчака, о которой в последнее время вспоминают СМИ, в основном, сгорела 1-2 июля 1919 года, и это были одни из самых страшных дней для пермяков. Река пылала двое суток от устья Чусовой и далее вниз по течению.
По давно опубликованным данным, в ходе Пермской операции Восточного фронта РККА против колчаковцев на Каме от Усолья и ниже были сожжены 61 пароход, 45 барж, 10 дебаркадеров, затоплены 10 пароходов, 9 барж, 4 дебаркадера, выброшены на берег или сели на мель 13 пароходов, 60 барж, 17 дебаркадеров. Кроме того, сдерживая натиск Волжской флотилии красных, белые перегораживали Каму цепями, которые также ржавеют на дне, и выставили более пятисот морских мин образца 1898 года, доставленных из Владивостока. Так, «рогатыми» бомбами были усеяны воды на протяжении около 10 км вдоль Перми.
Что же касается речного пожара, полыхавшего от Левшино (до постройки КамГЭС оно стояло на Чусовой) до железнодорожного моста, взорванного отступавшими противниками большевиков, то вот строки из отчета уполномоченного Совнаркома и Главвода Зайцева, прибывшего в столицу губернии для проверки:
«Всюду виднелись остовы догоравших и плавающих судов. Ужасная огненная вакханалия витала, видимо, здесь широко. Параллельно с сим весь берег усеян грудами пепла, угля и головней, продолжающих еще куриться. Это целый ряд береговых сооружений: склады, лабазы, амбары и хибары служащих, – стал жертвою огня…»
От всей Камской флотилии красные сумели отбить целыми и несгоревшими лишь баржу-авианосец «Данилиха» (на ней перевозили гидросамолеты) и четыре бронекатера с кошачьими названиями: «Кугуар», «Ягуар», «Пантера» и «Рысь». Еще пять транспортов и два дебаркадера спасли, рискуя жизнью, пермские речники. В частности, известен подвиг багермейстера Селивёрстова и помощника Матлина, ходивших на «Звениге».
Когда белогвардейцы подожгли пароход, чтобы от него загорелись и пришвартованные рядом другие суда, Селивёрстов и Матлин потушили огонь. Ликвидаторы, вернувшись на судно, заложили там динамит с электродетонатором и теперь попытались взорвать корабль дистанционно. Но не смогли сделать и этого, поскольку багермейстер с напарником дерзко перерезали провод.
А вот поджечь реку колчаковцам удалось. Для этого из цистерн Товарищества братьев Нобиль в Левшино они выпустили в воду около 200 тысяч пудов (30 тысяч тонн) нефти, керосина, смазочных масел, и 1 июля запалили. Позже белоэмигранты каялись в западной прессе, что углеводороды вылили в Каму, чтоб не оставлять врагу. И надо же, случайно все вспыхнуло...
Юрий Токранов
На архивном фото – порт Левшино после пожара 1919 года.
Последние новости
Почетные награды для судей Соликамска
Судебный департамент Пермского края отметил достижения сотрудников суда.
Проблемы с коррупцией в Кочевском районе Пермского края
Прокуратура продолжает борьбу с коррупционными нарушениями в местной администрации.
Заседание прокуратуры Пермского края: акцент на трудовые права и безопасность труда
Обсуждение вопросов соблюдения законности и защиты прав граждан в сфере труда.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований