К итогам итогам V-го международного фестиваля МакДонаха в Перми
В Перми завершился Пятый международный театральный фестиваль Мартина Макдонаха, проведенный Пермским театром «У моста» с 1 по 7 октября 2022 года.
Специальный диплом жюри за яркую форму и глубину сдержания - «Человек- подушка», Государственный академический русский театр драмы им. М. Горького, Астана.
Специальный дипло м жюри за самобытное прочтение авторского текста - «Королева красоты из Линэна», Минский областной драматический театр, Молодечно, Беларусь.
- Специальный диплом жюри автору и исполнителю песен в спектакле «Билли с острова Инишмаан» Максиму Цепелеву за подлинное человеческое высказывание, Кинешемский драматический театр им. А.Н Островского.
- Специальный приз жюри Илье Бабошину за роль старика Мехоуна в спектакле «Ирландский герой гордость Запада», Джон Синг ,театр «У Моста».
- Специальный приз жюри Марии Новиченко за роль Морин Фолан в спектакле «Красавица из Линэна» театр «У Моста» .
- Специальный приз жюри Александру Коробову за роль Сида Армфилда в спектакле «Палачи», Новокузнецкий драматический театр
- Специальный приз жюри Наталье Курлыковой за роль Ширли Уэйд в спектакле «Палачи», Новокузнецкий драматический театр.
- Специальный приз жюри за лучший актерский дуэт Камену Жеке-Батыру и Жакыпу Мадияру за роли Вэлина и Коулмена в спектакле «Сиротливый Запад», Акмолинский областной русский драматический театр, Казахстан.
НОМИНАЦИИ
- За лучшее музыкальное решение в спектакле «Сиротливый Запад», Акмолинский областной русский драматический театр, Казахстан.
- За лучшую женскую роль второго плана: вдова Куин -Ирина Молянова, пермский театр «У Моста», «Ирландский герой - гордость Запада», Джон Синг.
- За лучшую мужскую роль второго плана: Малыш Бобби - Максим Брагинец, «Калека с острова Инишмаан», Республиканский театр белорусской драматургии, Минск.
- За лучшую женскую роль: Мэг Фолан - Елена Рахмангулова, «Королева красоты из Линэна», Минский областной драматический театр, Молодечно.
- За лучшую мужскую роль: Калека Билли - Артём Курень, «Калека с острова Инишмаан», Республиканский театр белорусской драматургии, Минск.
- За лучший актерский ансамбль: Театр «У Моста» (Пермь, Россия) , «Ирландский герой - гордость Запада», Джон Синг. Режиссура и сценография: Сергей Федотов .
- За лучшую режиссуру: «Палачи» Новокузнецкий драматический театр, режиссёр - Ярослав Рахманин.
Гран-при за спектакль: «Калека с острова Инишмаан» Республиканский театр белорусской драматургии, Минск, режиссёр - Александр Гарцуев.
Наш комментарий по итогам фестиваля не претендует на полноту охвата фестивальных событий, они были представлены достаточно широко в информационном пространстве в ходе фестиваля. Мы попробуем сказать только о некоторых явлениях и тенденциях, которые проявились в фестивальные дни и представляются нам существенными для театрального искусства Пермского края и России.
Подтверждена уникальность и востребованность в мировом масштабе фестиваля одного автора - Мартина МакДонаха. Художественный руководитель театра «У моста» Сергей Федотов и его многочисленная команда провели Пятый фестиваль Мартина Макдонаха в абсолютно новых исторических условиях, что было невероятно трудносделать по вполне понятным причинам. Вспомним, что раньше на фестивале было много коллективов из европейских стран: Германии, Австрии, Чехии, Великобритании, Боснии и Герцеговины, Польши, Северной Ирландии, Шотландии, Румынии, Молдовы. Нынче, помимо российских, в фестивале приняли участие театры из Белоруссии и Казахстана.
Стал фестиваль от этого хуже? Нет! Репертуарная афиша фестиваля, информационно-просветительная работа вокруг драматургии МакДонаха и спектаклей по его пьесам (лекции, открытые обсуждения спектаклей) продемонстрировали и на этот раз полнокровную фестивальную жизнь. Если поначалу было немало сомневающихся в перспективах этого театрального форума, то в 2022 году его участники и постоянная публика с удивлением и радостью констатировали, что у фестиваля есть большой творческий потенциал. В пьесах МакДонаха действуют обыкновенные люди, наши современники, и их волнуют те же проблемы, что и всех людей на земле: взаимоотношения отцов и сыновей, матери и дочери, серых будней в захолустье и манящих огни мегаполисов. Его герои размышляют о добре и зле, о вере, любят праздники, не упустят случая подтрунить над соседями и над собой. Есть прямая перекличка забот героев на сцене и сидящих в зрительном зале. Не случайно режиссер Вахтанг Харчилава из Кинешемского драмтеатра имени А.Н. Островского, объясняя обращение театра к пьесе «Билли с острова Инишмаан», сказал, что у каждого в душе есть свой «маленький остров Инишмаан», где прошло его детство, где живут его родные и близкие.
Отчетливо на фестивале прозвучала тема общей судьбы одного и всех со всеми, неразрывности душевной и духовной взаимосвязи сообщества и его отдельного гражданина, их общих настроений, ожиданий. Наиболее характерным выражением этого театрального послания зрителям стала постановка в жанре трагикомедии Александра Гарцуева «Калека с острова Инишмаан» на сцене Республиканского театра белорусской драматургии. Критики на обсуждении отметили, что в спектакле «много света», присутствует чистота игры, выразительная речь. Соглашаясь с оценкой жюри, добавим от себя, что поразительно глубоко и психологически оправданно выстроено драматическое действие, особенно сильно прозвучали финальные сцены. Калека Билли, переживая минуту отчаяния от своей, как ему кажется, полной отверженности от окружающих, решает ускорить свой уход в мир иной. Билли - Артем Курень находит в доме мешок и непослушными руками начинает складывать в него с тетушкиных полок банки с горошком, с трудом привязывает мешок к руке... Спотыкаясь полупарализованными ногами на каждом шаге, он тащит себя и мешок к берегу моря, на секунды беря передышку, чтобы продолжить путь дальше. Вот он уже у цели, осталось забросить мешок, который его утащит в морскую пучину... Но тут сбегает откуда-то сверху Хелен-Анна Семеняка, чтобы сообщить Билли, что она все-таки решилась пойти навстречу его просьбе -прогуляться, как это делают влюбленные. Она приближает к нему свое лицо и решается поцеловать калеку, тут же убегает, словно испугавшись своего нежного сочувствия. Билли в радостном шоке. И вот уже отвязана от руки веревка, и банки рассыпались... Выбегает Бартли-Дмитрий Давидович, почти сверстник Билли, и они начинают играть этими банками, словно шайбами, в хоккей... Человек жив, пока есть те, кто рад его видеть, общаться с ним, кто его любит.
Впервые на фестивале был был показан спектакль театра кукол. Спектакль по пьесе «Королева красоты из Линейна» привез в Пермь Новосибирский театр кукол. Нам показали большие планшетные куклы и куклы маленькие, тростевые. Постановщик Эльмира Куриленко реализует действие пьесы в живом и кукольном плане. Поскольку каждую планшетную куклу ведут по три-четыре актера,а потом те же актеры в некоторых эпизодах выходят без кукол, продолжая жить жизнью персонажей, возникают представления о типичности ситуации, о которой повествует театр.
Спектакль сделан в жанре split-драма -фарс, где split (в переводе: расщепленное сознание) является ключевым. Речь идет о Морин, 40-летней старой деве, которая хочет, но не может оставить больную мать, чтобы устроить личную судьбу, а мать, в свою очередь, не хочет отпусть Морин от себя. Все хотят быть счастливыми, пренебрегая интересами и судьбой близкого. Неожиданные, изобретательно сделанные образы планшетных кукол, изображающих главных героев, сразу раскрывают перед зрителями омертвелость души каждого из персонажей. Кукла мамаши Мэг представляет собою скрипучий деревянный ящик с едва узнаваемыми чертами лица; Кукла Морин -женственна, у нее тонкие длинные руки, чтобы успеть все сделать по дому и создать комфорт для матери; у нее длинные изящные ноги, который волнуются, возмущаются, демонстрируют разные позы, выделывают гимнастические кульбиты, словом, демонстрируют неудовлетворенность женской природы Морин, неслучайно этта женщина для ее возлюбленного - королева красоты. Именно ногами кукла Морин с ненавистью колотит по ящику -матери, вымещая свою ненависть к этой непомерной для ее сил обузе. Лицо куклы Морин перекошено, что дает подсказку зрителям о необратимых переменах в психике и сознании. С юмором сделаны куклы мужчин. Образ Пато, возлюбленного Морин, - серая масса из бицепсов-мячиков, поэтому написание письма возлюбленной для него, как тяжелая трнировка, после которой он падает наземь выжатым лимоном. Его родственник Рэй - с птичьим вытянутым носом, которым он, стучит как дятел, не осознавая, зачем.
Среди членов жюри возникла дискуссия о новосибирском художественном эксперименте. Несомненно было одно: он очень интересен и свидетельствовал, что пьесы МакДонаха открыты для освоения в том числе и средствами искусства кукол.
Современному театру нужен новый герой. В театральных кругах в последние годы не раз говорилось о том, что переходный период на отечественной театральной сцене, судя по всему, скоро завершится. А вместе с ним уйдут в прошлое те спектакли, в которых «свинцовые мерзости жизни» давят на персонажей пьесы, делая их безвольными жертвами, психологически задавленными, жалкими облишками. Современная отечественная ситуация требует других героев дня. На эту тему размышляли на фестивале театроведы и театральные критики Татьяна Ткач и Ольга Галахова (одна - из ЛГИТМИКа, Санкт-Петербург, другая из ГИТИСа, Москва), драматург Ольга Михайлова. Они работали в Перми в рамках проекта «Мастерская-лаборатория театральной критики «Передвижники» по проекту Президентского фонда культурных инициатив со студентами ГИТИСа и пермского университета. Были прочитаны лекции о современной драматургии, проблемах современного театрального процесса. А также о том, каким образом и почему в поисках героя как подлинного участника драматического действия на современной сцене нам может помочь творчество МакДонаха. Этот драматург в большинстве своих пьес раскрывает человека как активную действенную силу и как большую тайну. В героях его пьес клокочет большая энергия и стихийная сила. Они вовсе не собираются быть жертвой обстоятельств, они готовы с побороться с препятствиями и получить свой шанс, чтобы осуществить задуманное, реализовать мечту. Каждый герой МакДонаха - большая загадка, которую необходимо разгадывать театру и зрителю.
В этом смысле абсолютно органичной оказалась в репертуарной афише фестиваля пьеса Джона Синга «Ирланский герой - гордость Запада», недавняя премьера Сергея Федотова на сцене «У моста». Жюри единодушно назвало постановку находкой года, потому что Джона Синга можно считать отцом ирландской драматургии, первооткрывателем мира ирландской глубинки на сцене. По жанровым особенностям пьес и характерам героев между двумя драматургами есть несомненная близость. В театре «У моста» «Ирландский герой...» поставлен в жанре комедии с элементами фарса, абсурда и мистики, и под этот микс на сцене в то же время озвучивались вопросы большой общественной значимости: все жители ирландской глубинки ждут настоящего героя и по ходу действия высказываются по поводу того, где его взять и что надо совершить, чтобы им стать? Можно восхититься интуицией и обостренным чувством современности, присущим Сергею Федотову, которые он проявил в очередной раз, взяв незнакомую широкой публике пьесу в репертуар.
Мы подробно писали о премьере этого спектакля накануне фестиваля, поэтому здесь ограничимся дополнением по поводу того, что зритель на сцене видит целую плеяду героев: мнимый герой Христофер - Вильдан Валиев; своеобразные «активистки» по жизни дочка кабатчика Пегин в исполнении Алены Войтенко (до этого мы видели Анастасию Перову) и вдова Куин Ириной Моляновой. Обе актрисы играют женшин c сильным характером, которые сами, не убоявшись ни пересудов соседей, ни, тем более, мнения пастора Ралли, добиваются внимания Кристофера, завидного, на их взгляд, жениха и мужа. Отдельным коллективным героем смотрится троица деревенских девушек, восторженно порхающих вокруг героя, поднявшего руку на отца. Да и сам отец Христофера в исполнении Ильи Бабошина тоже вполне себе храбрый мужик. Как неотвратимая Немезида и страшное привидение с окровавленной головой, готовый вот-вот рухнуть, но словно поддерживаемый какой-то неведомой силой, он всякий раз неожиданно возникал перед сыном и завсегдатаями кабака. В сценическом действии, столь подробно и увлекательно разработанном Сергеем Федотовым, в слаженном актерском ансамбле проблема героя обрела многоголосие и живую жизнь, на которую горячо отзывается зрительный зал.
Зачем нам фестивальный менеджмент? В современном информационном гвалте, будь ты хоть семи пядей во лбу, тебя не услышат без профессионально выстроенной информационной политики и активных средств продвижения своего дела в публичном пространстве. В этом отношении оргкомитет театра «У моста» на Пятом фестивале показал образцовый профессиональный уровень. Фестиваль Мартина МакДонаха, прошедший в Перми, вошел в информационную повестку дня федеральных СМИ: Российской газеты, газет «Известия» и «Культура», интернет-СМИ «Красная весна», региональных («Вести подмосковья», пермских СМИ), специализированных: «Театр to go», Rara Avis, зарубежного Russianireland.com и других. Оперативно ставились посты на фестивальную страницу в VK. Все это помогло фестивалю, его программе быть не только замеченными, но и укрепить бренд пермского мистического театра «У моста» на всероссийском уровне. Вместе с театром положительный имидж в масштабах страны получил и город Пермь. Это важно помнить тем, кто в Пермском крае отвечает за сохранение настоящей театральной культуры.
Фото из архива театра
Галина Куличкина
все публикации автора...
Последние новости
Почетные награды для судей Соликамска
Судебный департамент Пермского края отметил достижения сотрудников суда.
Проблемы с коррупцией в Кочевском районе Пермского края
Прокуратура продолжает борьбу с коррупционными нарушениями в местной администрации.
Заседание прокуратуры Пермского края: акцент на трудовые права и безопасность труда
Обсуждение вопросов соблюдения законности и защиты прав граждан в сфере труда.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией