Губернатор Прикамья усилил контроль за руководителями муниципалитетов
Губернатор Пермского края Дмитрий Махонин 10 мая утвердил порядок вынесения предупреждений и объявления выговоров главам муниципалитетов с последующим их отрешением от должности.
Губернатор Пермского края Дмитрий Махонин 10 мая утвердил порядок вынесения предупреждений и объявления выговоров главам муниципалитетов с последующим их отрешением от должности. Глава региона теперь может увольнять нерадивых глав муниципалитетов. Эксперты говорят, что появление такого указа – веление времени, и новая система поможет повысить качество управления в территориях.
Как гласит подписанный Дмитрием Махониным указ, губернатор вправе выносить главам территорий предупреждения и выговоры за неисполнение или ненадлежащее исполнение полномочий, переданных на муниципальный уровень. Делает он это на основании фактов, подтвержденных уполномоченными органами. Документы, которые фиксируют нарушение и определяют его «тяжесть», готовит администрация губернатора.
После вынесения предупреждения или выговора у главы есть месяц на то, чтобы исправить указанные недостатки в работе. Если глава территории за это время так и не исправил причины получения взыскания, и этому также есть документальные подтверждения, губернатор имеет право отрешить его от должности.
Как правило, главы муниципалитетов, включая городские и муниципальные округа, утверждаются решением депутатов местных гордум. Но кандидаты, из которых выбирают депутаты, определяют конкурсные комиссии, состав которых наполовину формирует краевая администрация. Таким образом, уже при избрании главы территории краевая власть берет на себя ответственность за то, что избранный человек будет работать ответственно и эффективно.
Однако не существует ответственности без контроля. Любой глава муниципалитета подотчетен тем, кто его выбрал. Во-первых, жителям территории через их представителей – депутатов. А во-вторых, краевой власти, поскольку она не просто участвовала в выборе главы, но и делегирует ему множество инструментов, включая финансовые, призванные повысить качество жизни в территории. То есть включаться в проекты строительства и ремонта больниц, школ, дорог, объектов благоустройства. На исполнение этих полномочий краевой бюджет выделяет муниципалитетам десятки миллиардов рублей, и с каждым годом эти суммы растут. В таких условиях приоритетным становится вопрос контроля эффективности расходования бюджетных средств.
Губернатор и правительство Пермского края постоянно ищут и находят возможности создать дополнительные механизмы финансирования тех или иных нужд территорий. Достаточно привести в пример недавно созданную на основе комплексных планов развития территорий программу «Комфортный край». Как отмечал на прошедшем 28 апреля 17-м ежегодном съезде Совета муниципальных образований Пермского края губернатор Дмитрий Махонин, на реализацию положений программы на ближайшие три года предусмотрели из различных источников более 45 млрд рублей, из них почти 7 млрд рублей – из регионального бюджета.
– Средства серьезные, поэтому обращаю ваше внимание, что они должны расходоваться эффективно, каждый рубль должен направляться на решение конкретных задач: на благоустройство населенных пунктов, развитие культуры, ремонт дворов, дорог, поддержку малого и среднего бизнеса, повышение качества медицинских услуг. Конечный результат очень ждут жители региона, поэтому важно четко придерживаться планов в обозначенные сроки. Это ваша личная ответственность, – подчеркнул Дмитрий Махонин.
К слову, вопросам развития территорий с целью создания равных условий для жителей во многом было посвящено недавнее послание губернатора депутатам Заксобрания. Комментируя послание, глава Лысьвенского округа Никита Федосеев отметил, что главы муниципальных образований и представительных органов власти должны четко понимать – все возможно, все реально, все обеспечено финансированием, нужно только приложить голову и руки.
По сути, словами о личной ответственности, сказанными на съезде Совета муниципальных образований, глава Прикамья кратко и емко описал и необходимость появления указа от 10 мая. Отметим, что этот указ во многом повторяет соответствующе положения федерального законодательства, которое дает президенту страны право объявлять любому главе региона взыскания и увольнять его, если причины для взыскания не устранены.
Таким образом усиление контроля над главами муниципалитетов продолжает курс на встраивание местного самоуправления в вертикаль власти. Это логично. Органы власти всех уровней выполняют общие задачи, а значит и правила игры для всех должны быть едины. Ведь жителей особо не интересует, чиновник какого уровня отвечают за дороги и газификацию, какого – за здравоохранение или благоустройство. И если по какому-то из направлений есть провалы, критика жителей обращена ко всей системе власти в целом.
Поэтому популярные у иных местных глав слова о том, что, мол, это – не мои полномочия, стоит исключить из употребления.
Людмила Ознобишина, политконсультант:
– Указ приводит в действие в крае несколько статей базового для местного самоуправления Федерального Закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления». Тем самым местное самоуправление встраивается в вертикаль власти – через рост контроля со стороны региональной администрации за деятельностью, а вернее, за бездеятельностью глав.
Прописанная процедура вынесения предупреждения и отрешения главы – это дополнительные административно-политические рычаги влияния на главы муниципалитетов. В этом есть логика. Губернатор избирается на прямых выборах, рейтинги «партии власти» напрямую связаны с деятельностью глав местного самоуправления. Поэтому администрация губернатора в соответствии с федеральным законодательством такой рычаг воздействия на главы приобретает.
В перспективе это может повыситься качество муниципального управления. Возможно, такие меры могут привести к росту доверия граждан, ведь любое бездействие или халатное отношение к реализации госполномочий на местах сейчас имеет выход в онлайн через комментарии и обращения. И если раньше такую реакцию людей можно было игнорировать, «забалтывать», то теперь, вероятно, некоторые главы будут внимательнее реагировать на мнение людей. Ведь п. 5 статьи 36 еще никто не отменял, глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Но об этой подконтрольности и подотчетности некоторые, судя по социальным сетям ОМСУ, подзабыли.
Андрей Резвых, политтехнолог:
– Наше общество вступило в новую фазу своего развития – консолидации и единения. Это требует мобилизации всей системы власти. Правила игры меняются: если раньше главы территорий могли позволять себе больше вольностей и неточностей в работе, то теперь это время прошло.
Указ соответствует федеральному тренду. Президент делегировал губернаторам большее количество полномочий. Соответственно, спрос с них тоже вырос. Логично, что и по всей вертикали губернаторы должны выстраивать схожую систему отношений. Краевая власть создала хорошую систему поощрений и стимулирования для глав МСУ. Теперь она говорит о том, что будет применять не только «пряник», но и «кнут»: более внимательно следить за выполнением поставленных задач, за оперативным реагированием на идущие из края указания.
Если глава той или иной территории не готов работать в новых реалиях – администрация губернатора получает право сначала предупреждать, а затем и вводить «внешнее управление» в такой территории.
Владислав Поспелов
Последние новости
Почетные граждане Пермского края 2024 года
Зинаида Акишина и Владимир Ломаев удостоены высоких званий.
Принятие бюджета Пермского края на 2025 год
Законопроект о бюджете прошел второе окончательное чтение в краевом парламенте.
Спортивный фестиваль в Нытве: успех юных спортсменов
Команды Пермского края сразились за призовые места в различных дисциплинах.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией