Творчество как бизнес

Вклад креативных индустрий в экономику региона растёт На протяжении последнего десятилетия в мире отмечается рост доли креативных индустрий в экономике: их показатели растут в три—пять раз быстрее, чем в других отраслях,

Вклад креативных индустрий в  экономику региона растёт

На  протяжении последнего десятилетия в  мире отмечается рост доли креативных индустрий в  экономике: их  показатели растут в  три—пять раз  быстрее, чем  в  других отраслях, а  их  вклад в  мировую экономику составляет около 3%. Этот сектор постепенно становится двигателем экономического развития территорий и  стран. «Исходя из  опыта мировых городов, потенциал креативных индустрий может в  максимуме достигать до  9—10%»,  — говорит ведущий эксперт Института статистических исследований и  экономики знаний Виктория Боос.

Фото: unsplash.com

Российский показатель ещё выше, чем  среднемировой. Старший преподаватель кафедры менеджмента, маркетинга и  коммерции ПГНИУ, руководитель онлайн-школы «УЧУ ЧПУ» Екатерина Леденцова приводит данные Агентства стратегических инициатив (АСИ), согласно которым в  2021 году креативные индустрии обеспечивали 4,87%  ВВП.

«Сегодня к  креативным индустриям относят следующие виды деятельности: использование историко-культурного наследия (народно-художественные промыслы и  ремёсла, музейная деятельность), создание и  использование произведений литературы и  искусства, использование информационно-телекоммуникационных технологий, прикладное творчество (создание и  производство одежды, аксессуаров, декоративно-прикладное и  сценографическое искусство, дизайн, архитектура, гастрономия)»,  — уточняет старший преподаватель кафедры «Экономика и  финансы» ПНИПУ Юлия Стародумова .

В  этих секторах экономики в  России работает около 760  тыс. юридических лиц  с  общим объёмом выручки более 12,6 трлн  руб., а  число занятых превышает более 1,5 млн  человек. Оценка АСИ  показывает, что  доля сектора превышает показатель здравоохранения и  социальных услуг в  ВВП  РФ  (4,2%) и  сельского хозяйства (4%).

В  целом доля креативных индустрий в  ВВП  РФ  характерна скорее для  развитых, чем  для  развивающихся экономик, делают вывод в  АСИ. Она  существенно выше среднемировой и  сопоставима с  показателем США  (он  составляет 4,5%).

Эффективный регион

От  региона к  региону уровень развития креа­тивных индустрий отличается весьма значительно. Свежий рейтинг креативных регионов развития, составленный Центром междисциплинарных исследований человеческого потенциала НИУ  ВШЭ  (ЦМИЧП НИУ  ВШЭ), позволяет оценить уровень развития креативных индустрий в  субъектах Федерации.

На  основании оценок по  12  укрупнённым показателям каждый регион отнесён к  одной из  четырёх групп с  различными паттернами и  условиями развития креативных индустрий: «лидеры», «эволюционные», «эффективные» и  «догоняющие». Пермский край попал в  число «эффективных»  — это  регионы, которые при  умеренном потенциале показывают результаты развития креативных индустрий выше средних по  стране. По  значению интегрального индекса развития креативных индустрий Пермский край находится на  46-м месте из  85. Авторы рейтинга отмечают полное отсутствие в  регионе специализированной нормативной правовой базы и  слабое участие Пермского края в  профильных федеральных проектах.

Лидерами по  доле креативных индустрий в  валовом региональном продукте (ВРП) являются Москва, Санкт-Петербург, Тюменская, Калининградская, Новосибирская, Костромская, Ярославская, Ульяновская области, Республика Татарстан, Свердловская и  Московская области. В  АСИ  предлагают также сопоставлять этот показатель с  долей занятых в  секторе. Если его  доля в  ВРП  выше доли занятых, то  сектор производит продукт с  высокой добавленной стоимостью. Однако таких регионов мало и  Пермский край к  ним  не  относится. В  нашем регионе на  долю креативных индустрий, по  данным АСИ, приходится 3,5% валового регионального продукта, при  этом сектор обеспечивает 8,5% всех рабочих мест, то  есть даёт работу 20,6  тыс. человек.

Есть и  другие метрики: в  Пермском крае в  отраслях, относящихся к  креативным индустриям, зарегистрировано 11,7  тыс. организаций, или  3,5% от  их  общего количества. Их  суммарная годовая выручка равна 72,9 млрд  руб., или  2,5% суммарной выручки всех организаций региона. Тот  факт, что  численность жителей Прикамья, занятых в  творческих профессиях, на  протяжении последних пяти лет  увеличивалась, в  ЦМИЧП НИУ  ВШЭ  считают косвенным признаком ускоренного развития креативных индустрий в  регионе.

Впрочем, высокая доля креативных индустрий в  Пермском крае, как  и  в  РФ  в  целом, связана с  высокой развитостью IT-технологий. Доля IT в  креативных индустриях составляет 60%  — такую оценку дала руководитель Агентства по  развитию малого и  среднего предпринимательства Пермского края Анна Быкова на  форуме «Дни пермского бизнеса» в  прошлом году. В  целом по  России АСИ  оценивает вклад сферы разработки программного обеспечения в  ВВП, производимый креативным сектором, в  47%.

Мал  мала меньше

Бизнес в  сфере креативных индустрий имеет свои особенности. В  частности, в  Прикамье большинство (63%) представителей отрасли  — это  индивидуальные предприниматели, ещё 36%  — микропредприятия. В  ряде отраслей доля ИП  ещё выше: фотография (85%), музыка (81%), мода и  дизайн (75%). Такие данные привела Анна Быкова на  форуме «Дни пермского бизнеса».

Однако цифры зарегистрированных ИП  могут быть выше реально действующих. Многие творческие люди, как  минимум те, кто  работает с  визуалом, ищут для  себя постоянное место работы, структуру, где  можно будет стабильно получать зарплату, говорит руководитель студии анимационного дизайна Lakota Михаил Могильников. Это  либо студии, либо дизайнерские сообщества и  так  далее. По  его  словам, в  чистом виде предпринимательство в  дизайне в  Перми мало представлено.

Одна из  причин  — уровень экономического риска в  отрасли. «Наиболее маржинальная креа­тивная продукция  — игры и  блокбастеры, и  их  производство сопряжено с  высоким уровнем риска в  связи с  влиянием на  их  успех непредсказуемых трендов потребительского поведения» ,  — рассказывает Виктория Боос. Также для  этих сложных креативных продуктов характерны долгий производственный цикл, высокая инвестиционная ёмкость, поэтому без  заёмного финансирования здесь не  обойтись.

Следующая по  своей экономической мощи и  маржинальности индустрия  — мода  — может существовать и  в  менее бюджетных форматах и  отличается большей гибкостью, но  и  здесь коммерческий успех требует больших вложений и  рискован.

Отголоски революции

В  целом наибольший потенциал в  Пермском крае есть у  креативных отраслей, связанных с  современным искусством, считает Виктория Боос. Например, реклама, мода и  брендинг с  арт-составляющей. «Пермская культурная революция не  могла не  оставить следа, его  нужно уметь видеть. Второй приоритет (не  по  важности, а  по  очевидности)  — дальнейшее развитие IT и  переход от  участия в  чужих продуктах к  своим брендам и  полному циклу» ,  — говорит  она.

Эксперты высоко оценивают потенциал развития креативных индустрий в  Пермском крае, причём не  вопреки, а  благодаря промышленной специализации региона. «Как раз  индустриальный регион с  высокой средней заработной платой, с  большой численностью благополучного, трудоустроенного населения и  детей  — самая благоприятная среда для  развития креативной индустрии. Когда человек сыт, трудоустроен, живёт в  благополучном районе,  — после «хлеба» ему  хочется «зрелищ» ,  — говорит Юлия Стародумова.

Эксперт приводит оценку Анны Быковой, согласно которой к  2030 году занятость в  сфере креатива в  Пермском крае должна удвоиться и  достигнуть 15%. Среди приоритетных отраслей руководитель краевого Агентства МСП  назвала разработку ПО  и  компьютерных игр, моду, дизайн (в  том  числе промышленный), кино и  анимацию, а  также народные художественные промыслы.

О  потенциале  — но  одновременно и  о  сложностях развития отрасли  — говорит и  заведующий кафедрой социально-культурных технологий и  туризма ПГИК Павел Ширинкин. «В сфере культуры и  туризма явно нет  баланса спроса и  предложения. Спрос достаточно большой, а  предложение слабое. Не  знаем, что  хочет потенциальный клиент, не  умеем предлагать, не  умеем организовывать и  так  далее, то  есть нормального качественного предложения в  виде культурного продукта  нет. В  целом динамика сектора в  последние годы очень неплохая, но  она  недостаточна для  удовлетворения растущего спроса» ,  — считает  он.

Однако сектор креативных индустрий разнороден, и  от  направления к  направлению ситуация отличается. Например, в  дизайне всё иначе. «Дизайн  — это  сервисная сфера по  отношению к  производству товаров и  услуг, и, соответственно, вопрос не  в  том, как  развивается креативная индустрия, а  в  том, как  развивается бизнес-среда, которую она  обслуживает. Если она  растёт, то  и  спрос будет, если нет  — то  нет» ,  — рассказывает Михаил Могильников.

Виктория Боос отмечает, что  в  отдельных индустриях явно существует перепроизводство контента (сериалы, креативная реклама), а  в  других  — недостаток качественных предложений и  эффективных компаний (архитектура, IT). Эксперт отмечает, что  сейчас мы  находимся скорее в  ситуации дефицита из-за ограниченного доступа к  иностранным брендам и  медиа­продукции. Но  глобальные тренды таковы, что  всё больше и  больше людей хотят перейти из  индустриального сектора в  постиндустриальный, и  в  конечном итоге эти  ниши будут заполнены.

Творческое импортозамещение

Своеобразный импульс к  развитию креативных индустрий в  Пермском крае дала пандемия, говорит Михаил Могильников. Головные офисы многих компаний-заказчиков расположены в  столицах, поэтому раньше представители креативных индустрий часто переезжали ради возможности профессионального развития. Но  сейчас объёмы работы перетекают оттуда в  регионы в  формате «удалёнки». Появился способ оставаться здесь, работая на  студии или  агентства финансовых центров страны.

Неоднозначные последствия для  креативных индустрий имело и  начало  СВО. С  одной стороны, произошло снижение спроса, говорит Михаил Могильников: «В период кризиса, как  известно, отдел маркетинга разгоняют одним из  первых, и  это  напрямую коснулось отрасли дизайна. Наши взаимоотношения встали на  паузу, и  только в  этом году спрос начал восстанавливаться. Кроме того, большое количество заказчиков ушли из  России, в  частности из  сектора IT» .

С  другой стороны, уход из  России западных компаний дал  толчок к  импортозамещению в  этом секторе. Масштабы этого процесса значительны: до  2022 года 80% товаров и  услуг в  сфере креативных индустрий были продуктами иностранных компаний, считают в  АСИ. По  всей видимости, один из  трендов креативных индустрий на  ближайшие годы  — их  замещение. Также преимущества получила туристическая отрасль, напоминает Павел Ширинкин. Среди других направлений импортозамещения  — разработка ПО  и  игр.

Государственный интерес

Безусловным фактором развития сектора креативных индустрий является госполитика: в  последние годы власть уделяет ей  много внимания, а  мировая практика показывает, что  это  может дать хороший эффект.

В  России до  сих  пор  понятие и  состав креа­тивных индустрий в  правовом поле не  были определены. В  настоящее время в  Госдуме разрабатывается закон о  развитии креативных индустрий, который вскоре планируется внести на  рассмотрение депутатов. Отсутствие базового для  отрасли закона, безусловно, тормозило развитие сектора, уверена Виктория Боос. «Документ сможет легитимизировать финансовую поддержку креативного сектора в  регио­нах. Пока без  риска для  себя осуществлять её чиновникам сложно. Проект закона выглядит достаточно прогрессивным, стоит отметить даже отдельное упоминание там  VR- и  AR-индустрии, а  также пока довольно лояльные требования к  периодичности сдачи отчётности представителями креативных индустрий» ,  — считает эксперт.

По  мнению Юлии Стародумовой, внимание законотворцев к  сфере креативных индустрий может говорить только о  том, что  отрасль достаточно выросла, стала заметной, значимой, дающей достаточное количество рабочих мест и  отчислений в  бюджет. В  целом законодательная определённость сделает рынок креативных индустрий прозрачным, будет стимулировать выход из  тени предпринимателей, ведущих сейчас свою деятельность без  регистрации ИП  или  самозанятого. И, с  одной стороны, к  отрасли теперь будет пристальное внимание и  преду­смотрены меры регулирования, а  с  другой стороны, будут охвачены все  компании и  разработаны меры поддержки.

К  2030 году долю креативных индустрий в  России планируется увеличить до  6%  — такая цель заложена в  Концепции развития креативных индустрий, утверждённой в  прошлом году. А  в  конце ноября АСИ  представило региональный стандарт развития креативных индустрий  — документ, на  который могут опираться регионы при  выработке своей политики в  этой сфере. В  него входит 12  пунктов, среди которых  — формирование сообщества креативных индустрий, системы подготовки кадров, разработка региональных мер  поддержки таких индустрий, повышение спроса на  продукты, поддержка экспорта, привлечение креативного человеческого капитала.

Региональный вопрос

В  отличие от  других регионов, в  Пермском крае пока не  существует единой профильной властной структуры по  развитию креативных индустрий, нет  и  крупного специализированного физического места притяжения представителей сектора.

Среди мер  организационной поддержки Екатерина Леденцова называет технопарки, поскольку они  стимулируют рост IT-отрасли, научные объединения и  кластеры, например, инновационный территориальный кластер волоконно-оптических технологий «Фотоника», инновационный центр «Мозгово» при  ПГНИУ, промышленный «Фармацевтический кластер» и  другие, которые способствуют росту научных исследований и  разработок.

В  то  же  время за  пределами инноваций и  науки ощущается дефицит господдержки креативных индустрий. По  словам Юлии Стародумовой, даже в  сравнении с  соседней Свердловской областью в  Пермском крае проводится достаточное количество маркетов, фестивалей, форумов, конференций, где  предприниматели могут как  представлять свою продукцию, так  и  сами быть участниками.

Однако о  нехватке единого места притяжения на  прошедшей в  Перми в  августе Российской креативной неделе говорили представители IT, эту  же  проблему отмечает и  Михаил Могильников: «Мы сами организовывали мероприятие для  дизайнеров и  долго искали площадку, это  было настоящей проблемой. В  креативных индустриях многое определяется контактами и  социальным капиталом, люди  — это  главный ресурс, поэтому отсутствие постоянно действующей площадки  — это  по-настоящему тормозящий фактор» . Эксперт отмечает, что  важно также, чтобы это  была нейтральная площадка, пользование которой ни  к  чему бы  не  обязывало.

Екатерина Леденцова отмечает, что  сейчас в  доработке находится концепция кластера «Станция культуры завода Шпагина», который в  будущем сможет стать центром притяжения для  креативных индустрий.

Важен и  единый специализированный центр поддержки, которого пока в  регионе тоже  нет. В  частности, он  мог  бы  отбирать, аккумулировать и  публиковать информацию о  мерах господдержки. Пока нет  единого источника этой информации, например, списка грантов, конкурсов по  месяцам  — они  фактически малодоступны, говорит Михаил Могильников. Тут  же  была бы  важна методическая помощь по  участию в  конкурсах, в  частности по  подготовке документов.

Ситуация отсутствия уполномоченного органа в  сфере креативных индустрий характерна на  только для  Перми  — в  России можно насчитать всего порядка 10  регионов, где  полномочия в  креативном секторе чётко разграничены, говорит Виктория Боос. «На мой  взгляд, здесь важны два  момента: заинтересованность в  развитии креативных индустрий, транслируемая первыми лицами регионов, и  запуск единой точки сборки креативных политик. Такой точкой сборки может быть не  только министерство, но  и  корпорация развития или  отдельное агентство или  даже кластер. Важна его  активность и  наличие ресурсов» ,  — заключает эксперт.

Полина Путякова

Последние новости

Ремонт Дворца культуры «Мечта» продолжается

Руководители окружной администрации и депутаты Думы Кунгурского округа встретились с подрядчиком, чтобы узнать, какие работы ведутся сейчас по ремонту Дворца культуры «Мечта».

Мошенники могут представляться кем угодно

Мошенники могут представляться кем угодно

Коми-Пермяцкий театр выступит на международном фестивале комедии

Изображение: скрин из видео театра Коми-Пермяцкий национальный драматический театр со спектаклем «Матрёшки-Disco» примет участие в IV Моножанровом театральном фестивале «Комедiя-Фест»,

Ядрёна вошь! Откуда произошли пять забавных русских ругательств

Японский городовой! Ёкарный Бабай! Иностранец, который захочет изучить русский язык, знатно удивится, когда услышит эти забавные ругательства.

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Липецке, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *