Творчество как бизнес

Вклад креативных индустрий в экономику региона растёт На протяжении последнего десятилетия в мире отмечается рост доли креативных индустрий в экономике: их показатели растут в три—пять раз быстрее, чем в других отраслях,

Вклад креативных индустрий в  экономику региона растёт

На  протяжении последнего десятилетия в  мире отмечается рост доли креативных индустрий в  экономике: их  показатели растут в  три—пять раз  быстрее, чем  в  других отраслях, а  их  вклад в  мировую экономику составляет около 3%. Этот сектор постепенно становится двигателем экономического развития территорий и  стран. «Исходя из  опыта мировых городов, потенциал креативных индустрий может в  максимуме достигать до  9—10%»,  — говорит ведущий эксперт Института статистических исследований и  экономики знаний Виктория Боос.

Фото: unsplash.com

Российский показатель ещё выше, чем  среднемировой. Старший преподаватель кафедры менеджмента, маркетинга и  коммерции ПГНИУ, руководитель онлайн-школы «УЧУ ЧПУ» Екатерина Леденцова приводит данные Агентства стратегических инициатив (АСИ), согласно которым в  2021 году креативные индустрии обеспечивали 4,87%  ВВП.

«Сегодня к  креативным индустриям относят следующие виды деятельности: использование историко-культурного наследия (народно-художественные промыслы и  ремёсла, музейная деятельность), создание и  использование произведений литературы и  искусства, использование информационно-телекоммуникационных технологий, прикладное творчество (создание и  производство одежды, аксессуаров, декоративно-прикладное и  сценографическое искусство, дизайн, архитектура, гастрономия)»,  — уточняет старший преподаватель кафедры «Экономика и  финансы» ПНИПУ Юлия Стародумова .

В  этих секторах экономики в  России работает около 760  тыс. юридических лиц  с  общим объёмом выручки более 12,6 трлн  руб., а  число занятых превышает более 1,5 млн  человек. Оценка АСИ  показывает, что  доля сектора превышает показатель здравоохранения и  социальных услуг в  ВВП  РФ  (4,2%) и  сельского хозяйства (4%).

В  целом доля креативных индустрий в  ВВП  РФ  характерна скорее для  развитых, чем  для  развивающихся экономик, делают вывод в  АСИ. Она  существенно выше среднемировой и  сопоставима с  показателем США  (он  составляет 4,5%).

Эффективный регион

От  региона к  региону уровень развития креа­тивных индустрий отличается весьма значительно. Свежий рейтинг креативных регионов развития, составленный Центром междисциплинарных исследований человеческого потенциала НИУ  ВШЭ  (ЦМИЧП НИУ  ВШЭ), позволяет оценить уровень развития креативных индустрий в  субъектах Федерации.

На  основании оценок по  12  укрупнённым показателям каждый регион отнесён к  одной из  четырёх групп с  различными паттернами и  условиями развития креативных индустрий: «лидеры», «эволюционные», «эффективные» и  «догоняющие». Пермский край попал в  число «эффективных»  — это  регионы, которые при  умеренном потенциале показывают результаты развития креативных индустрий выше средних по  стране. По  значению интегрального индекса развития креативных индустрий Пермский край находится на  46-м месте из  85. Авторы рейтинга отмечают полное отсутствие в  регионе специализированной нормативной правовой базы и  слабое участие Пермского края в  профильных федеральных проектах.

Лидерами по  доле креативных индустрий в  валовом региональном продукте (ВРП) являются Москва, Санкт-Петербург, Тюменская, Калининградская, Новосибирская, Костромская, Ярославская, Ульяновская области, Республика Татарстан, Свердловская и  Московская области. В  АСИ  предлагают также сопоставлять этот показатель с  долей занятых в  секторе. Если его  доля в  ВРП  выше доли занятых, то  сектор производит продукт с  высокой добавленной стоимостью. Однако таких регионов мало и  Пермский край к  ним  не  относится. В  нашем регионе на  долю креативных индустрий, по  данным АСИ, приходится 3,5% валового регионального продукта, при  этом сектор обеспечивает 8,5% всех рабочих мест, то  есть даёт работу 20,6  тыс. человек.

Есть и  другие метрики: в  Пермском крае в  отраслях, относящихся к  креативным индустриям, зарегистрировано 11,7  тыс. организаций, или  3,5% от  их  общего количества. Их  суммарная годовая выручка равна 72,9 млрд  руб., или  2,5% суммарной выручки всех организаций региона. Тот  факт, что  численность жителей Прикамья, занятых в  творческих профессиях, на  протяжении последних пяти лет  увеличивалась, в  ЦМИЧП НИУ  ВШЭ  считают косвенным признаком ускоренного развития креативных индустрий в  регионе.

Впрочем, высокая доля креативных индустрий в  Пермском крае, как  и  в  РФ  в  целом, связана с  высокой развитостью IT-технологий. Доля IT в  креативных индустриях составляет 60%  — такую оценку дала руководитель Агентства по  развитию малого и  среднего предпринимательства Пермского края Анна Быкова на  форуме «Дни пермского бизнеса» в  прошлом году. В  целом по  России АСИ  оценивает вклад сферы разработки программного обеспечения в  ВВП, производимый креативным сектором, в  47%.

Мал  мала меньше

Бизнес в  сфере креативных индустрий имеет свои особенности. В  частности, в  Прикамье большинство (63%) представителей отрасли  — это  индивидуальные предприниматели, ещё 36%  — микропредприятия. В  ряде отраслей доля ИП  ещё выше: фотография (85%), музыка (81%), мода и  дизайн (75%). Такие данные привела Анна Быкова на  форуме «Дни пермского бизнеса».

Однако цифры зарегистрированных ИП  могут быть выше реально действующих. Многие творческие люди, как  минимум те, кто  работает с  визуалом, ищут для  себя постоянное место работы, структуру, где  можно будет стабильно получать зарплату, говорит руководитель студии анимационного дизайна Lakota Михаил Могильников. Это  либо студии, либо дизайнерские сообщества и  так  далее. По  его  словам, в  чистом виде предпринимательство в  дизайне в  Перми мало представлено.

Одна из  причин  — уровень экономического риска в  отрасли. «Наиболее маржинальная креа­тивная продукция  — игры и  блокбастеры, и  их  производство сопряжено с  высоким уровнем риска в  связи с  влиянием на  их  успех непредсказуемых трендов потребительского поведения» ,  — рассказывает Виктория Боос. Также для  этих сложных креативных продуктов характерны долгий производственный цикл, высокая инвестиционная ёмкость, поэтому без  заёмного финансирования здесь не  обойтись.

Следующая по  своей экономической мощи и  маржинальности индустрия  — мода  — может существовать и  в  менее бюджетных форматах и  отличается большей гибкостью, но  и  здесь коммерческий успех требует больших вложений и  рискован.

Отголоски революции

В  целом наибольший потенциал в  Пермском крае есть у  креативных отраслей, связанных с  современным искусством, считает Виктория Боос. Например, реклама, мода и  брендинг с  арт-составляющей. «Пермская культурная революция не  могла не  оставить следа, его  нужно уметь видеть. Второй приоритет (не  по  важности, а  по  очевидности)  — дальнейшее развитие IT и  переход от  участия в  чужих продуктах к  своим брендам и  полному циклу» ,  — говорит  она.

Эксперты высоко оценивают потенциал развития креативных индустрий в  Пермском крае, причём не  вопреки, а  благодаря промышленной специализации региона. «Как раз  индустриальный регион с  высокой средней заработной платой, с  большой численностью благополучного, трудоустроенного населения и  детей  — самая благоприятная среда для  развития креативной индустрии. Когда человек сыт, трудоустроен, живёт в  благополучном районе,  — после «хлеба» ему  хочется «зрелищ» ,  — говорит Юлия Стародумова.

Эксперт приводит оценку Анны Быковой, согласно которой к  2030 году занятость в  сфере креатива в  Пермском крае должна удвоиться и  достигнуть 15%. Среди приоритетных отраслей руководитель краевого Агентства МСП  назвала разработку ПО  и  компьютерных игр, моду, дизайн (в  том  числе промышленный), кино и  анимацию, а  также народные художественные промыслы.

О  потенциале  — но  одновременно и  о  сложностях развития отрасли  — говорит и  заведующий кафедрой социально-культурных технологий и  туризма ПГИК Павел Ширинкин. «В сфере культуры и  туризма явно нет  баланса спроса и  предложения. Спрос достаточно большой, а  предложение слабое. Не  знаем, что  хочет потенциальный клиент, не  умеем предлагать, не  умеем организовывать и  так  далее, то  есть нормального качественного предложения в  виде культурного продукта  нет. В  целом динамика сектора в  последние годы очень неплохая, но  она  недостаточна для  удовлетворения растущего спроса» ,  — считает  он.

Однако сектор креативных индустрий разнороден, и  от  направления к  направлению ситуация отличается. Например, в  дизайне всё иначе. «Дизайн  — это  сервисная сфера по  отношению к  производству товаров и  услуг, и, соответственно, вопрос не  в  том, как  развивается креативная индустрия, а  в  том, как  развивается бизнес-среда, которую она  обслуживает. Если она  растёт, то  и  спрос будет, если нет  — то  нет» ,  — рассказывает Михаил Могильников.

Виктория Боос отмечает, что  в  отдельных индустриях явно существует перепроизводство контента (сериалы, креативная реклама), а  в  других  — недостаток качественных предложений и  эффективных компаний (архитектура, IT). Эксперт отмечает, что  сейчас мы  находимся скорее в  ситуации дефицита из-за ограниченного доступа к  иностранным брендам и  медиа­продукции. Но  глобальные тренды таковы, что  всё больше и  больше людей хотят перейти из  индустриального сектора в  постиндустриальный, и  в  конечном итоге эти  ниши будут заполнены.

Творческое импортозамещение

Своеобразный импульс к  развитию креативных индустрий в  Пермском крае дала пандемия, говорит Михаил Могильников. Головные офисы многих компаний-заказчиков расположены в  столицах, поэтому раньше представители креативных индустрий часто переезжали ради возможности профессионального развития. Но  сейчас объёмы работы перетекают оттуда в  регионы в  формате «удалёнки». Появился способ оставаться здесь, работая на  студии или  агентства финансовых центров страны.

Неоднозначные последствия для  креативных индустрий имело и  начало  СВО. С  одной стороны, произошло снижение спроса, говорит Михаил Могильников: «В период кризиса, как  известно, отдел маркетинга разгоняют одним из  первых, и  это  напрямую коснулось отрасли дизайна. Наши взаимоотношения встали на  паузу, и  только в  этом году спрос начал восстанавливаться. Кроме того, большое количество заказчиков ушли из  России, в  частности из  сектора IT» .

С  другой стороны, уход из  России западных компаний дал  толчок к  импортозамещению в  этом секторе. Масштабы этого процесса значительны: до  2022 года 80% товаров и  услуг в  сфере креативных индустрий были продуктами иностранных компаний, считают в  АСИ. По  всей видимости, один из  трендов креативных индустрий на  ближайшие годы  — их  замещение. Также преимущества получила туристическая отрасль, напоминает Павел Ширинкин. Среди других направлений импортозамещения  — разработка ПО  и  игр.

Государственный интерес

Безусловным фактором развития сектора креативных индустрий является госполитика: в  последние годы власть уделяет ей  много внимания, а  мировая практика показывает, что  это  может дать хороший эффект.

В  России до  сих  пор  понятие и  состав креа­тивных индустрий в  правовом поле не  были определены. В  настоящее время в  Госдуме разрабатывается закон о  развитии креативных индустрий, который вскоре планируется внести на  рассмотрение депутатов. Отсутствие базового для  отрасли закона, безусловно, тормозило развитие сектора, уверена Виктория Боос. «Документ сможет легитимизировать финансовую поддержку креативного сектора в  регио­нах. Пока без  риска для  себя осуществлять её чиновникам сложно. Проект закона выглядит достаточно прогрессивным, стоит отметить даже отдельное упоминание там  VR- и  AR-индустрии, а  также пока довольно лояльные требования к  периодичности сдачи отчётности представителями креативных индустрий» ,  — считает эксперт.

По  мнению Юлии Стародумовой, внимание законотворцев к  сфере креативных индустрий может говорить только о  том, что  отрасль достаточно выросла, стала заметной, значимой, дающей достаточное количество рабочих мест и  отчислений в  бюджет. В  целом законодательная определённость сделает рынок креативных индустрий прозрачным, будет стимулировать выход из  тени предпринимателей, ведущих сейчас свою деятельность без  регистрации ИП  или  самозанятого. И, с  одной стороны, к  отрасли теперь будет пристальное внимание и  преду­смотрены меры регулирования, а  с  другой стороны, будут охвачены все  компании и  разработаны меры поддержки.

К  2030 году долю креативных индустрий в  России планируется увеличить до  6%  — такая цель заложена в  Концепции развития креативных индустрий, утверждённой в  прошлом году. А  в  конце ноября АСИ  представило региональный стандарт развития креативных индустрий  — документ, на  который могут опираться регионы при  выработке своей политики в  этой сфере. В  него входит 12  пунктов, среди которых  — формирование сообщества креативных индустрий, системы подготовки кадров, разработка региональных мер  поддержки таких индустрий, повышение спроса на  продукты, поддержка экспорта, привлечение креативного человеческого капитала.

Региональный вопрос

В  отличие от  других регионов, в  Пермском крае пока не  существует единой профильной властной структуры по  развитию креативных индустрий, нет  и  крупного специализированного физического места притяжения представителей сектора.

Среди мер  организационной поддержки Екатерина Леденцова называет технопарки, поскольку они  стимулируют рост IT-отрасли, научные объединения и  кластеры, например, инновационный территориальный кластер волоконно-оптических технологий «Фотоника», инновационный центр «Мозгово» при  ПГНИУ, промышленный «Фармацевтический кластер» и  другие, которые способствуют росту научных исследований и  разработок.

В  то  же  время за  пределами инноваций и  науки ощущается дефицит господдержки креативных индустрий. По  словам Юлии Стародумовой, даже в  сравнении с  соседней Свердловской областью в  Пермском крае проводится достаточное количество маркетов, фестивалей, форумов, конференций, где  предприниматели могут как  представлять свою продукцию, так  и  сами быть участниками.

Однако о  нехватке единого места притяжения на  прошедшей в  Перми в  августе Российской креативной неделе говорили представители IT, эту  же  проблему отмечает и  Михаил Могильников: «Мы сами организовывали мероприятие для  дизайнеров и  долго искали площадку, это  было настоящей проблемой. В  креативных индустриях многое определяется контактами и  социальным капиталом, люди  — это  главный ресурс, поэтому отсутствие постоянно действующей площадки  — это  по-настоящему тормозящий фактор» . Эксперт отмечает, что  важно также, чтобы это  была нейтральная площадка, пользование которой ни  к  чему бы  не  обязывало.

Екатерина Леденцова отмечает, что  сейчас в  доработке находится концепция кластера «Станция культуры завода Шпагина», который в  будущем сможет стать центром притяжения для  креативных индустрий.

Важен и  единый специализированный центр поддержки, которого пока в  регионе тоже  нет. В  частности, он  мог  бы  отбирать, аккумулировать и  публиковать информацию о  мерах господдержки. Пока нет  единого источника этой информации, например, списка грантов, конкурсов по  месяцам  — они  фактически малодоступны, говорит Михаил Могильников. Тут  же  была бы  важна методическая помощь по  участию в  конкурсах, в  частности по  подготовке документов.

Ситуация отсутствия уполномоченного органа в  сфере креативных индустрий характерна на  только для  Перми  — в  России можно насчитать всего порядка 10  регионов, где  полномочия в  креативном секторе чётко разграничены, говорит Виктория Боос. «На мой  взгляд, здесь важны два  момента: заинтересованность в  развитии креативных индустрий, транслируемая первыми лицами регионов, и  запуск единой точки сборки креативных политик. Такой точкой сборки может быть не  только министерство, но  и  корпорация развития или  отдельное агентство или  даже кластер. Важна его  активность и  наличие ресурсов» ,  — заключает эксперт.

Полина Путякова

Последние новости

Почетные награды для судей Соликамска

Судебный департамент Пермского края отметил достижения сотрудников суда.

Проблемы с коррупцией в Кочевском районе Пермского края

Прокуратура продолжает борьбу с коррупционными нарушениями в местной администрации.

Заседание прокуратуры Пермского края: акцент на трудовые права и безопасность труда

Обсуждение вопросов соблюдения законности и защиты прав граждан в сфере труда.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Липецке, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *