Прикамский авторынок уходит под Китай
В начале 2022 года рынок продаж автомобилей рухнул. По данным агентства Автостат, в октябре 2022 года в Пермском крае на учет был поставлен 931 новый автомобиль, что на 56,8 процента меньше, чем в октябре 2021 года.
В начале 2022 года рынок продаж автомобилей рухнул. По данным агентства Автостат, в октябре 2022 года в Пермском крае на учет был поставлен 931 новый автомобиль, что на 56,8 процента меньше, чем в октябре 2021 года. Но уже сейчас заметны признаки адаптации к новым реалиям. Дилеры видят выход в поиске замены бюджетным европейским и японским иномаркам.
Рост продаж в регионе в прошлом месяце показали только три автомобильных бренда – российский UAZ, а также китайские Exeed и Haval. Падение продаж в десятки раз продемонстрировали Skoda, Toyota, Nissan, Volkswagen и Kia. Почти на 20 процентов упал объем регистрации автомобилей бренда Lada. По мнению аналитика авторынка, члена совета директоров ГК «Июль» Алексея Деткина, многие автосалоны сегодня переориентируются на продажу «китайцев».
– Многие дилеры меняют свои франшизы японских, европейских, корейских брендов на китайские бренды, которые на сегодняшний день развиваются, – говорит эксперт. – Многие компании переходят на работу с подержанными автомобилями. Популярность этого сегмента растет, и мы видим, что падение рынка автомобилей с пробегом за тот же период составило примерно 21 процент. Можно прогнозировать, что рынок автомобилей с пробегом станет более цивилизованным, на него придут новые игроки.
Наблюдения Алексея Деткина подтверждаются практикой работы пермских дилеров. Например, компании «ДАВ-авто», дилера одного из самых популярных до недавнего времени брендов – Hyundai. По словам руководителя отдела продаж компании Виктора Гирева, объем продаж новых авто в этом году по сравнению с предыдущим снизился на 77 процентов.
– Завод Hyundai в Петербурге на сегодняшний день законсервирован, и чтобы компенсировать ограниченные поставки со стороны дистрибьютора, мы активно используем поставки автомобилей напрямую из Южной Кореи, – делится мнением Виктор Гирев. – Данные автомобили обладают рядом существенных преимуществ: они полностью корейской сборки, у них есть комплектации, которые ранее не были представлены на нашем рынке. У них новые опции, дизайн экстерьера и интерьера. Эти автомобили более доступны по цене, при этом предоставляется гарантия. Получается, мы вернулись к тому, с чего начали: в 1996 году история нашей компании начиналась именно с продажи автомобилей с пробегом.
Рынок подержанных автомобилей действительно набирает обороты, соглашается старший специалист по оценке автомобилей компании «Ключавто» Данил Федоров.
– В начале года прием и продажа автомобилей просели, по приблизительным оценкам, на 50 процентов, – отмечает Данил. – Упала покупательская способность, произошел скачок цен из-за нехватки автомобилей. Люди просто не понимали, что им делать: продавать, покупать? Если да, то по какой цене? В том же положении были и мы. На сегодняшний день рынок несколько успокоился, ситуация с ценами стабилизировалась, наладился параллельный импорт. Начиная примерно с октября, мы видим, что пошли более активные приемки и продажи.
Что касается перспектив отечественного авторынка, то Алексей Деткин довольно оптимистично смотрит на попытки наладить производство «отечественных» автомобилей – того же «Москвича», хотя Интернет и забит ироничными комментариями о том, что это ни что иное, как китайские машины концерна JAC кроссоверы JS4 и JS7.
– Как бы то ни было, это все-таки будет «Москвич», – рассказывает Алексей Деткин. – Хотя поставки деталей и идут пока из-за рубежа, его сборка будет вестись в России. А это хоть какая-то поддержка автомобильной промышленности. Ведь продажи авто – лишь верхушка айсберга. Отрасль очень большая, в ней занято много людей и компаний, а значит сохранятся рабочие места.
По мнению эксперта, «Москвич» будет вполне востребован на рынке. На его покупку распространяются условия госпрограмм, и получить по кредиту скидку до 20 процентов – вполне неплохо. Готова и дилерская сеть, многие автосалоны готовы переходить на продажи тех машин, которые доступны.
Но главное – потребителю некуда деваться. Да, возможности приобрести практически любой автомобиль, завезенный в Россию по «параллельному импорту», есть. Но цены на них далеко не всем по карману.
– Конечно, уже не будет того рынка, который был когда-то, – прогнозирует Алексей Деткин. – Но потребитель будет под него подстраиваться. Кто бы пять лет назад сказал, что «китайцы» получат такую популярность? Но если вспомнить, а кто в 1990-ые ездил на Toyota? Это была экзотика. В начале 2000-ых то же можно было сказать про Hyundai. Всё меняется, и потребительское поведение тоже.
По данным издания «Коммерсантъ» (18+), сразу три пермских автохолдинга оформили дилерство новой на рынке марки Omoda, суббренда китайской Chery. Это «Форвард-Авто», «Экскурс» и «Сатурн-Р-Авто». Еще летом компания Verra, до этого продававшая Toyota, Lexus и Porsche, получила дилерство Exeed – еще одного суббренда Chery, а «Экскурс» в конце сентября стал дилером FAW.
Если попытаться заглянуть на более отдаленную перспективу, то эксперты советуют обратить внимание на тенденцию перехода на электромобили. Так, Китай к 2030 году планирует производить только электрические авто, к 2025 порядка шестидесяти процентов, и раз уж теперь мы так завязаны на Китай, Россия тоже будет двигаться в этом направлении. Такие проекты уже реализуются. Например, в сентябре этого года в Липецке было запущено производство электромобилей под брендом Evolute, и это направление будет развиваться.
По прогнозу аналитиков, отечественный рынок авто вскоре будет предельно прост, он поделится на три части: 40 процентов – доля «китайцев», 40 процентов – отечественные автомобили и 20 процентов – все остальное. Сама отрасль, несмотря на некоторые проблески перспектив со стороны Китая и попытки наладить производство, по-прежнему находится в кризисе, выходить из которого придется не один год.
Что касается цен на автомобили, то новое авто дешевле 700 тысяч рублей сегодня не купить. 678 300 рублей – столько просит официальный дилер за самую простую комплектацию Lada Granta. Lada Vesta стоит от 1 121 900 рублей. Некогда бюджетный базовый Volkswagen Polo, который еще год назад можно было найти за 900 тысяч рублей, сегодня стоит в пределах 1,6–2 млн рублей. Но все это – рекламные цены со всеми скидками и акциями. Реальная стоимость покупки, скорей всего, окажется гораздо выше. Понятие «бюджетный автомобиль» вышло из обихода. Насколько – покажет время.
Максим Солдатов
Последние новости
Недостаток медицинского оборудования в Седе выявлен прокуратурой
Проверка показала, что в фельдшерско-акушерском пункте отсутствует необходимое оборудование.
Новый выпуск журнала "Судебная власть"
Журнал освещает актуальные вопросы судебной системы.
Новое мобильное приложение для защиты граждан
Приложение «Радар.НФ» поможет россиянам сообщать о угрозах напрямую властям.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований